Корни коллективного насилия в Турции в отношении армян
Адъюнкт-профессор социологии и женских исследований Мичиганского университета Фатьма Мюге Гёчек 16 ноября выступила с лекцией в зале Кнафел Гарвардского университета в рамках серии семинаров по Турции в современном мире. Об этом сообщает «The Armenian Mirror-Spectator».
На лекцию «Расшифровка отрицания: современность, турецкое государство и коллективное насилие 1915 г. в отношении армян, 1789–2009» пришло около 40 человек, в том числе студенты, преподаватели и члены турецкой и армянской общин.
«Насилие в отношении армян было первым случаем коллективного насилия в истории Турции,– сказала Гёчек – Я социолог, и когда я начала исследовать эту тему, то поняла, что вступила на политическое минное поле. Националисты с обеих сторон, турки и армяне, сказали, что я не могу быть турком».
Она продолжила: «Я хотела исследовать оспариваемые мемуары о 1915 г. С одной стороны, у нас есть армянская диаспора, которая утверждает, что это был первый геноцид 20-го века и что было убито между 800 тыс. и 1,5 млн. человек. Турецкое государство, с другой стороны, отрицает, что события были геноцидом, называя их взаимной резней и утверждая, что в этом не было ничего преднамеренного. Турция говорит о смерти 400 тыс. человек, как военных, так и гражданских».
Гёчек добавила: «Большинство ученых согласны, что эти события были геноцидом. Поэтому возникает вопрос: почему турецкое государство и общество по-прежнему отрицают это? Это не только важный вопрос для социолога – это важный вопрос сегодня в Турции».
Чтобы исследовать исторические корни коллективного насилия, по словам Гёчек, необходимо исследовать социальное давление: «Даже если есть напряженность в обществе, она не обязательно приводит к насилию».
Изучение официальных документов, интервью с выжившими или потомками выживших, турецких мемуаров может предоставить определенные доказательства. «Если вы посмотрите на османскую историю, то увидите, что насилие всегда было, даже еще в 1789 г., во времена Французской революции. Были резни при правлении Абдула Хамида в 1894–1896 гг., и практика насилия продолжилась в Турецкой Республике с принудительной вербовкой в вооруженные силы в 1941–1942 гг. и насильственным выселением греческого населения в 1964 г.»,– сказала Гёчек.
Читая мемуары турецких мусульман, по словам Гёчек, можно обнаружить модели отношения и эмоций к армянам и другим меньшинствам. В одном ошеломляющем рассказе турецкой мусульманской пары, опубликованном в 2004 г., жена призналась, что видела, как умирают армяне и как их депортируют. Однако ее муж, который был участником событий, утверждал: «Я сделал бы это снова». Гёчек сказала: «При системе „миллиет“ возникла пропасть между мусульманами и немусульманами, которая находилась под контролем со стороны государства или местных лидеров. В мемуарах тех лет можно увидеть социальную поляризацию. Были некоторые случаи, используемые государством и обществом для того, чтобы обосновывать насилие».
Гёчек указала на тот факт, что геноцид начал более подробно обсуждаться с момента распада Советского Союза. Например, по ее словам, курды в течение последних 5–10 лет признали то, что они сделали с армянами. Она добавила: «Когда я посетила ту важную конференцию в Университете Бильги в Стамбуле в 2005 г., там были внучки, узнавшие от своих бабушек, что они армяне. И зачастую именно женщины передают знание об этом».
Мероприятие было организовано Гарвардским центром ближневосточных исследований и Центром Уэзерхеда по международным делам. Следующий семинар, запланированный на 30 ноября, будет посвящен теме «Турция и ее внешняя политика соседства» и проведен профессором Кемалем Киришджи из Босфорского университета.