Бакинские погромы 1990г — очередной акт геноцида
1990 году очередной акт столетия геноцида — Бакинские погромы поставили окончательную точку в этнических чистках столицы Азербайджана от армян
Неделю назад министр иностранных дел РА произнес слова, которых ждали от него долгие годы: необходимо донести до международной общественности истину о событиях февраля 1988 года в Сумгаите. Понадобилось, таким образом, долгих два десятка лет, чтобы армянская дипломатия вспомнила о трагедии, ставшей предтечей этнических чисток от армян в Азербайджане, и лишь к 20-летней годовщине практически впервые высокое должностное лицо армянского государства публично подчеркнуло необходимость проведения ряда мероприятий в связи с круглой датой трагических событий.
В эти дни, однако, исполняется 18 лет другой черной странице истории Азербайджана — Бакинским погромам, которые также пока не удостоились должного внимания армянской дипломатии. Надо ли полагать, что лишь по истечении 20 лет со дня каждой из многочисленных трагедий армянства на территории Восточного Закавказья можно ожидать публичного их признания со стороны официальных лиц РА?
Вот уже 18 лет армянская общественность поминает жертв черной бакинской недели 13-19 января 1990-го, когда 6 дней в интернациональной столице многонациональной республики шла настоящая бойня с применением самых жестоких, самых изощренных и бесчеловечных методов расправы над людьми. В Баку убивали, мучили, издевались и изгоняли армян, чьи предки строили, украшали и укрепляли этот город, преумножая его славу своими талантом и достижениями. Убивали и преследовали представителей одной из государствообразующих наций Азербайджана, и это была хорошо продуманная, отлично спланированная и организованная акция, целью которой было окончательное изгнание армян из столицы.
Не менее четко был поставлен и реализован политический аспект вопроса: армянский вопрос в Баку решался путем проверенного столетием турецкого инструмента урегулирования проблем между народами региона — геноцида. И это происходило в советское время в столице советской республики при попустительстве советских властей в лице прежде всего руководства АзССР. И если в Сумгаите советские войска опоздали на 3 дня, в Баку они опоздали на неделю и вошли лишь тогда, когда в городе практически не осталось армян — они были убиты, замучены, ограблены и изгнаны. Этому преступлению — одному из самых масштабных в истории Армянского вопроса — до сих пор не дана ни политическая, ни правовая, ни нравственная оценка.
Уместно вспомнить, что изгнание армян из Баку происходило в несколько этапов. Начавшись в ноябре 1988г. , погромы достигли второго пика в августе 1989, а в январе года следующего был нанесен уже последний и окончательный удар по многотысячному бакинскому армянству. До сих пор остается загадкой — как могли бакинские армяне оставаться в Азербайджане после событий в Сумгаите и Карабахе, когда им столь откровенно намекнули на то, что подобная участь ждет и их. Люди, побывавшие в Баку летом 1989 года, утверждали, что там уже пахло кровью, однако бакинцы-армяне упорно и наотрез отказывались даже допустить возможность подобного в городе, который по праву считали своим, родным, где родились, жили, трудились и умерли их предки. Но январь-90 все-таки грянул, мигом расколов жизнь сотен тысяч людей на «до» и «после», окончательно развеяв иллюзии относительно того, что на самом деле уготовано армянам в современном Азербайджане. И окончательно подтвердив непреложную истину: и «сумгаит», и «баку», и все предыдущие и последующие события связаны друг с другом кровавой нитью столетия задуманного Турцией и осуществляемого вот уже более века геноцида, целью которого является прекращение присутствия армян на территории Восточного Закавказья.
Эта политика не щадит ни людей, ни памятники культуры и истории, ни даже могилы и ведется в форме геноцида и этноцида. Именно в этом ключе и в этой цепи следует рассматривать не только события 1988-1992гг. , но и все последующие, в частности убийство армянского офицера в Будапеште, уничтожение армянского кладбища и хачкаров Старой Джуги, убийство год назад Гранта Динка и, наконец, недавний снос армянского кладбища в Баку. Ничего случайного в этой цепи нет и не может быть, ибо все спланировано сто с лишним лет назад и не меняется, несмотря на стремительный прогресс цивилизации. В Армянском вопросе позиция Турции неизменна с оговоркой, что многое в последние годы делается руками Азербайджана — государства, собственно, именно с этой целью в начале прошлого века и созданного. Стремящийся остаться армянским Арцах — вот та точка, которая упорно сопротивляется турецким планам завершения геноцида, а значит, физического, культурного и духовного присутствия армян на территории их исторического проживания.
Именно поэтому позиция и политика армянского государства на международной арене приобретают ключевое значение для судьбы не просто армянской государственности, но и продолжения существования армянского народа на небольшой части оставшегося нам ареала проживания. Привлечение внимания мировой общественности к многочисленным актам этнических чисток армян и вандализма в отношении памятников армянской культуры и идентичности необходимо по многим причинам, и прежде всего — противостояния планам турецкой экспансии и обеспечения национальной безопасности. То, что произошло в Баку в январе 1990 года, как и другие звенья столетия геноцида, ждут и дождутся своего осуждения и оценки. Срок давности неприменим к бесчисленным преступлениям, совершенным в дни Бакинских погромов — с нескольких точек зрения.
Прежде всего это гуманитарный и нравственный аспекты: уважение памяти невинных жертв, точного числа и поименного списка которых нет до сих пор, и внимание и забота о тех, кто ценой невероятных испытаний сумел пережить трагедию и заново начал жить, оставшись в Армении. Далее — информационный, исторический и правовой аспекты: бакинское «досье» по сей день не составлено и не предъявлено международной общественности, что развязывает руки фальсификаторам и дезинформаторам из соседней республики в распространении чудовищной лжи о событиях в регионе. Не проведено фундаментального исследования Бакинских событий, не опрошены очевидцы и не записаны их свидетельства, не собраны документы, а значит, нет достоверной и целостной картины того, что происходило в те кровавые дни в столице Азербайджана, что предшествовало этому и что последовало затем.
Наконец, политический аспект, неразрывно связанный как с общим контекстом Армянского вопроса, так и с урегулированием карабахского конфликта. Армянские погромы в Баку — один из самых убедительных и неопровержимых аргументов в пользу невозможности нахождения Карабаха в составе Азербайджана. В этом смысле, кстати, утверждения официального Баку о том, что, дескать, в Азербайджане сегодня проживает несколько десятков тысяч армян, не выдерживают никакой критики: если даже какое-то количество армян и осталось в Азербайджане в силу различных причин, то проживают они там под чужими фамилиями, скрывая свою национальность, дабы избежать не просто дискриминации, но и физической расправы.
Бакинские погромы — один из самых убедительных аргументов против претензий Азербайджана на «пример толерантности», ибо всего 18 лет назад здесь состоялось историческое Изгнание народа, составлявшего историю, гордость и славу Баку. Наконец, отсутствие какого-либо намека на покаяние, отсутствие мало-мальского желания пересмотреть собственную новейшую историю, более того, наращиваемая агрессия Азербайджана и неприкрытые угрозы в адрес армянского народа — убедительнейший аргумент в пользу того, что Бакинские погромы и их уроки остаются в повестке дня — до тех пор, пока столетие геноцида не будет остановлено.
Golos Armenii