Сирийские террористы продают нефть в Турцию ведрами
Сирийская нефть стала источником заработка для различного рода оппозиционных президенту Башару Асаду военных формирований, включая исламистов. Полевые командиры, контролирующие нефтеносные районы на северо-востоке страны, продают черное золото по цене от $13 до $50 за баррель, ведрами заливая в автоцистерны, приходящие из соседней Турции. При этом биржевая стоимость нефти в настоящее время — порядка $103 за баррель.
— Действительно, часть нефтяных скважин находится в руках вооруженных групп, освободивших эти районы от войск Башара Асада, — говорит член оппозиционного Сирийского национального совета Махмуд аль-Хамза. — По словам полевых командиров, вырученные деньги они пускают на закупку оружия, а также продовольствия для местного населения.
Он отметил, что районы, захваченные повстанцами, оказались фактически отрезаны от системы государственного обеспечения. Люди там не получают зарплат и пенсий, нет подвоза продуктов. В таких условиях им приходится выживать любыми способами, в том числе и продавая нефть по демпинговым ценам.
— Также население и полевые командиры ставят мини-заводы по переработке нефти, чтобы обеспечить себя бензином и мазутом, — рассказал аль-Хамза. — Продукт получается низкого качества, производство сильно загрязняет окружающую среду, но других способов выжить у населения нет. Завод стоит порядка $230 тыс. и способен перерабатывать до 200 баррелей в день.
Те, у кого нет средств на перерабатывающий завод, поступают еще проще. Вокруг цистерны, наполненной сырой нефтью, разводятся костры. Нефть, нагреваясь, превращается в пар, проходящий через длинную металлическую трубу, которую охлаждают, чтобы добыть конденсат. В итоге получается низкокачественное топливо.
При этом и Сирийский национальный совет, и Сирийская национальная коалиция, ставшая главным органом зарубежной оппозиции Асаду, категорически отрицают, что получают доход от этой «нефтяной отрасли», но не скрывают, что есть планы на будущее.
— После свержения Асада и установления временного правительства мы, конечно, возобновим контроль над нефтеносными районами, — сказала «Известиям» представитель коалиции Сара Каркур. — Сейчас разрабатываются планы возрождения экономики новой Сирии.
Начать покупать у оппозиции нефть обещал и Евросоюз. На встрече министров иностранных дел стран ЕС в апреле в Люксембурге было решено смягчить санкции против Сирии, введенные в 2011 году в связи с действиями режима Асада. Главы МИД тогда решили, что приобретать углеводороды из районов, контролируемых оппозицией, поддерживая противников официального Дамаска, — вполне приемлемый шаг. Москва же назвала его контрпродуктивным и мешающим урегулированию конфликта.
— Чтобы продавать нефть, нынешняя оппозиция для начала должна сплотиться и выработать единый подход, — считает эксперт британского центра анализа рисков Maplecroft Энтони Скиннер. — Кроме того, повстанцам не хватает квалифицированных рабочих. Если же начнется торговля с ЕС, то авиация Асада станет отслеживать караваны, везущие нефть за рубеж, чтобы их уничтожить. А нефтепроводами, ведущими к НПЗ города Хомс, воспользоваться не получится, так как эти районы и сами трубопроводы контролируются Дамаском.
До начала боевых действий Сирия добывала 121,8 млн баррелей нефти в год при доказанных запасах в 3 млрд баррелей. В результате двухлетнего противостояния Асада и оппозиции добыча упала почти втрое. Чтобы как-то восполнить нехватку углеводородов, сирийские власти рассчитывают начать добычу в Средиземном море.
«ИЗВЕСТИЯ»