«Армения является отцом, а Турция – матерью»
Приводим статью турецкого политического аналитика и телеведущей Джейлан Озбудак, опубликованную на сайте «Al Arabiya», со значительными сокращениями:
После позитивного процесса в отношении Сербии и Косово на прошлой неделе другое не менее радостное событие осталось незамеченным большинством средств массовой информации, которые, кажется, процветают на вечных конфликтах и сенсациях. На прошлой неделе Арам Атешян, заместитель патриарха православной Армянской церкви, дал телевизионное интервью и ответил на вопрос: «Что означает для турецких армян учеба в Армении?»
Он ответил: «Армения является отцом, а Турция – матерью. Потому что мы называем Армению отчизной, а Турцию – родиной-матерью. Мы, армяне, как дети, оставленные между матерью и отцом, которые борются. Двое борются, а мы плачем. И мы ждем с нетерпением от наших родителей примирения, неважно, при каких обстоятельствах, мы ждем, чтобы они обняли друг друга».
Турецкий и армянский народы отвергают путь вечного осуждения и взаимных обвинений в пользу мира, уважения и сотрудничества по направлению к светлому дню. Когда мы смотрим на нашу общую историю, мы находим братство и доверие, которые мы ищем сегодня в нашем прошлом. При многих османских султанах армяне служили в качестве министров, советников и членов парламента. Армянские генералы возглавляли османские армии.
Как это помогает нам точно оценить природу региона, а затем интегрировать ее в светскую и демократическую систему? Общественное мнение не является монолитным блоком. Каждый человек является отдельным голосом в хоре человечества. Многие из нас дорожат глубоким желанием жить долго и счастливо, имея хорошие отношения с Богом. Поэтому мы видим, что люди не всегда согласны с политиками и продолжают считать мнение своих религиозных лидеров дороже. В большинстве мест на Ближнем Востоке мечети полны во время пятничной молитвы, а вся община слушает имама очень внимательно. Для религиозных евреев в Израиле декларации, публикуемые судом Синедрион, подобны приказам. Для армян-христиан мнение Патриарха служит советом, и они доверяют Патриархату. Подобным образом, мусульманские лидеры общественного мнения широко освещаются в средствах массовой информации. Подавляющее большинство турков обращаются к своим религиозным лидерам за советом даже в отношении проводимых переговоров с Курдской рабочей партией. Действительно, не редкость видеть племенных вождей или религиозных людей даже на самых светских телеканалах. Господство религиозного мировоззрения над социальными настроениями наглядно демонстрирует религиозную ориентацию людей в этом регионе.
Европа и Северная Америка в своих попытках решить проблемы на Ближнем Востоке всегда делали ту же ошибку, игнорируя религиозные аспекты, саму суть этих земель, и людей, которые представляют эти ценности. Это всегда оказывалось тупиком для них. Для многих аналитиков стало исчерпывающим образцом – видеть, что их обычная политика и обычные дипломатические маневры больше не работают в регионе. Новые люди, которые точно не соответствуют стандартам западного мира, находятся на подъеме своей карьеры как правители этих земель – от Туниса до Египта, Турции и дальше. Настало время, чтобы наши западные друзья поняли, что обращение с Ближним Востоком на основе ценностей западного мира и то мышление, что у каждого общества имеется такой же подход,– не только неправильно, но и контрпродуктивно. Неудача «продвижения демократии» Запада в Ираке и Афганистане свидетельствуют об этом факте. Люди, желающие внести свой вклад в мирные процессы в регионе, должны включить религиозных и интеллектуальных лидеров, которые являются сильными голосами своих общин. Секретарь Керри может дать новый импульс арабо-израильскому миру, если соберет за столом еврейских, мусульманских, христианских религиозных лидеров. Но сделает ли он это?
Другие статьи категории "Аналитика":
-
Анализ эффективности производства
-
Баку пытается отвоевать хотя бы кусок Карабаха
-
«У Сержа Саргсяна нет возможности сделать выбор: в...