Пустят ли Баку и Анкару в кавказский геополитический экспресс
На 3-е апреля 2013 года было запланировано открытие авиасообщения между Ереван-Ван-Ереван. Правительство Турции заявляло, что открытие такого воздушного сообщения является частной инициативой, и официальные структуры не имеют к этому отношения. Но главное управление гражданской авиации Турции заявило, что откладывает на неопределенный срок начало этих прямых рейсов. Сделано это было под давлением Азербайджана, который придерживается тактики жесткой блокады Армении. В этой связи пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев заявил, что Баку «стал свидетелем поддержки Анкары».
И вот теперь на страницах турецких СМИ появляются материалы, в которых содержатся размышления о том, как действовать дальше. Пример тому — статьz в Today`s Zaman аналитика по кавказскому региону исследовательского центра Strategic Outlook в Турции Мехмета Фатиха Озтарсу. Он заявляет, что «внешняя политика Турции в отношении Армении провалилась». В связи с этим он призывает Анкару «предпринять новые радикальные шаги на этом направлении в контексте приближающегося 100-летия событий 1915 года», так, как «она сделала это в отношении курдского вопроса». На наш взгляд, увязка курдской проблемы и армянского вопроса имеет неслучайный характер. Что же касается Баку, то, как полагает Озтарсу, «ему следует быть более конструктивным, побуждать Турцию, а не выступать с резкой критикой в отношении инициативы начать полеты между Ереваном и Ваном, что было сорвано, как и все предыдущие инициативы». Хотя бы потому, что « карабахская политика Баку не дала никаких результатов».
Азербайджан не имеет продуманной стратегии в отношении карабахского урегулирования. Вместо того, чтобы «бегать на длинные дистанции», он довольствуется малыми «достижениями». Так эксперты неожиданно стали отмечать, что Баку перестал проявлять раздражение Минской группой ОБСЕ, не ставит под сомнение и формат этой группы, перестал продвигать в нее Турцию. Некоторым кажется, что таким образом Баку выражает удовлетворение тем, что ему якобы удалось блокировать возобновление работы степанакертского аэропорта. Сведующие эксперты, наоборот, уверены, что Азербайджану с аэропортом в Степанакерте была подброшена «дохлая кошка», а сценарий с авиарейсом Ереван-Ван-Ереван связан с зондированием расстановки сил с турецком руководстве, где проявляются признаки борьбы между силами, стремящимися к нормализации отношений с Арменией, и теми, кто выступает против.
Турция действительно переживает исторические моменты. В случае успешного завершения курдского переговорного марафона, в 2015 году возможно создание турецко-курдской федерации или конфедерации. Следующим шагом, как считают уже многие курдские аналитики, может стать предложение Армении вступить в этот союз. Не стоит забывать, что 22 ноября 1920 года уже было вынесено арбитражное решение президента США Вильсона, согласно которому в состав Армении должны были войти почти весь Эрзрумский вилайет, две трети Ванского и Битлисского, большая часть Трапезундского вилайетов, а также порт Трапезунд. В таком случае Азербайджан будет соседствовать уже с каким-то новым государственным образованием. Кстати, признаки предстоящего геополитического передела в регионе усматриваются и в культивировании Баку проекта создания «Большого Азербайджана».
Интрига в том, почему Анкара под давлением Баку запаздывает с нормализацией отношений с Ереваном. И, как считает армянский политолог Сергей Шакарянц, через несколько лет может случиться так, что Армения будет граничить не с Турцией, а с Курдистаном, а Карский и Московский договоры будут денонсированы. Тогда отпадет необходимость и в ратификации Цюрихских протоколов.
Когда президент Абдуллах Гюль в числе первых поздравил Сержа Саргсяна с переизбранием на пост президента Армении, многим показалось, что лед в отношениях между двумя странами стал таять и ситуация меняется. К тому же Ереван открыто давал понять, что готов возобновить процесс нормализации отношений с Анкарой. Речь, в первую очередь, шла о вероятности ратификации турецким парламентом Цюрихских протоколов. Они выгодны Турции потому, что в них Армения давала согласие вывести проблему Геноцида 1915 года из сферы «большой политики» через создание двухсторонней комиссии историков. На данном этапе Цюрихские протоколы выгодны и Армении, поскольку они не связывают процесс восстановления двухсторонних отношений с карабахской проблемой. В этом отношении можно согласиться с турецким политологом Озтарсу, что при благоприятном ходе событий Анкара заметно укрепила бы не только свои позиции в Закавказье, но и получила возможность проявлять инициативу в карабахском урегулировании. Теперь, когда бывший министр иностранных дел Турции Хикмет Четин выступает с предложением поэтапно решать этот конфликт, а на первом этапе « начать освобождение некоторых прилегающих к Нагорному Карабаху районов, возникает вопрос, кому эти предложения адресованы.
На днях глава МИД Турции Ахмет Давудоглу в очередной раз выступил с заявлением, в котором увязал нормализацию отношений с Арменией с нагорно-карабахским конфликтом. В то время, когда под Цюрихскими протоколами, не увязывающими армяно-турецкие отношения с карабахским урегулированием, стоит все же его подпись. С таким «дипломатическим багажом» можно опоздать на уходящий кавказский геополитический экспресс.
Источник: ИА REX