AFP: Спустя сто лет армяне отстаивают свое существование в Турции
Приводим статью агентства France-Presse (AFP), опубликованную во французской газете «Libération», с некоторыми сокращениями.
На протяжении почти столетия исламизированные армяне в дерсимских горах на востоке Турции замурованы в тишине, чтобы избежать преследований. Но некоторые решили открыто заявить о своем существовании, вспомнив в среду 24 апреля геноцид своего народа.
Браня своих кошек и мужа, бойкая восьмидесятилетняя Тахире Асланпенчеси из деревни Данабуран собирает свои скудные знания о трагических событиях, пережитых ее семьей в 1915 году. «Моя мать рассказала мне, что ее семья была депортирована. Она была малышкой в то время. Бабушка хотела бросить ее, утопить в реке, чтобы не мучалась, но все же не сделала этого. Моя мать говорила, что предпочла бы, чтобы ее бросили – тогда она не перенесла бы все, что она пережила после этого».
Сотни тысяч армян погибли в результате депортации и массовых убийств во время Первой мировой войны в Османской империи. Армяне называют цифру в полтора миллиона жертв геноцида, с чем согласны многие страны, но Анкара категорически отрицает это.
Однако некоторые выжили и продолжают жить на своей земле, но чаще всего, как и мать Тахире, жертвуя своим языком и религией. «Мы армяне, но мы мусульмане. Это мой прадед Бедрос был обращен в ислам. Он взял имя Абдулла и дал своему сыну имя Мустафа. Он стал мусульманином, потому что у него не было выбора»,– рассказал 79-летний Ибрагим Бозташ.
Бедрос таким образом стал алевитом – членом неортодоксальной мусульманской конфессии, которая широко распространена среди курдского населения в регионе Дерсима, нынешней турецкой провинции Тунджели, и терпимость которой, возможно, больше, чем в других местах, позволила армянам избежать здесь смерти. Чтобы избежать издевательств, потомки Бедроса увеличили супружеские союзы с курдским кланом, с которым они делят небольшую деревню Аланьязи. Однако они никогда не растворились в массе.
«Мы чувствуем себя армянами, и в любом случае они напоминают нам об этом. Неважно, скольких их дочерей мы взяли в жены или скольких отдали им,– они продолжают говорить, что мы армяне»,– сказал 86-летний Хидир Бозташ, один из братьев Ибрагима.
У семьи нет недостатка примеров дискриминации, которой она подверглась из-за своего происхождения: захват земель, унизительный контроль мужчин со стороны армии, чтобы проверить, обрезаны ли они, и даже пытка одного из членов семьи. Она также пережила то, что перенесли жители региона,– от жестокого подавления курдского восстания 1938 года до борьбы с повстанцами Курдской рабочей партии (КРП), которая ведется уже с 1984 года.
Все эти причины заставили многих армян избрать молчание. «Во всех селах Дерсима есть армяне, но часть их скрывает свое происхождение или не придает этому большого значения»,– сказал 42-летний Мустафа Бозташ, сын Ибрагима.
В любом случае он решил заявить о своем происхождении. Проживая в Измире на западе Турции, Мустафа назвал свою строительную компанию «Бедрос», «чтобы продолжало жить имя» его предка. И он заявил, что готов принять участие в городе Тунджели в мероприятии в память о геноциде, чтобы поощрить армян Турции «отстаивать свое существование». Это также цель организаторов церемонии – Ассоциации армян Дерсима.
24 апреля – это всемирная дата, годовщины Геноцида армян. Утверждение о Геноциде армян еще в значительной степени является табу в Турции. Только в Стамбуле и Диарбекире, главном курдском городе Юго-Восточной Анатолии, до сих пор проходили церемонии в память о жертвах резни 1915 года.