Вернется ли Каримов теперь в «лоно старшего брата»?
Перед визитом президента Узбекистана в Москве снова заговорили о визах для стран Средней Азии — основных поставщиков рабсилы, криминала и героина. Дипломатическая победа в Киргизии впервые за долгие годы дает России серьезные козыри в новой Большой игре. Откажется ли слабеющий Ислам Каримов от военного сближения с США и превращения своей страны во второй Азербайджан? Поверят ли ему в Москве? И откажется ли РФ от своих обязательств перед соседями Узбекистана?
На минувшей неделе депутат Мосгордумы, член бюджетно-финансовой комиссии Алексей Рябинин заявил, что введение визового режима со странами СНГ благотворно скажется криминогенно обстановке в Москве и других российских городах. «В настоящее время граждане различных государств перемещаются по всему миру, используя заграничные паспорта и визы, — сказал он, комментируя выступление ФМС РФ против введения виз.– Непонятно, почему те же правила не могут действовать в рамках этой прозрачной системы в отношении стран СНГ. Если предложение о том, чтобы трудовые мигранты из стран бывшего советского пространства приезжали в Россию по загранпаспортам с визами будет реализовано, это будет способствовать снижению уровня криминогенной обстановки, а также упорядочиванию рынка труда в России».
Огромное количество мигрантов, работающих в России, действительно не улучшает криминогенную обстановку. С другой стороны эта огромная масса, всеми правдами и неправдами пробирающаяся в РФ на заработки, может служить отличным рычагом воздействия на несговорчивых руководителей стран, пафосно называющих себя «стратегическими партнерами России», зачастую при этом ведущих совершенно противоположную политику. К числу таких стран, безусловно, можно отнести и Узбекистан.
«Я связываю свежее заявление на «визовую» тему исключительно с запланированным на 14-15 апреля визитом в Россию президента Узбекистана Ислама Каримова, — говорит бишкекский политолог Марс Сариев. – Усиление этой риторики безусловно сильно напряжет узбекскую общину в России, точно так же, как и создаст нервную обстановку в самом Узбекистане. Что конечно на руку переговорщикам из Кремля, желающих вернуть Узбекистан в орбиту российской внешней политики».
О том, насколько серьезно относятся в Ташкенте к этому визиту, говорят факты: буквально за несколько дней до его начала Узбекистан в полном объеме погасил задолженность по конвертации всем российским авиаперевозчикам. А суммы там были немаленькие, только «Аэрофлоту» узбекская авиакомпания должна была более $33 миллионов, и эти выплаты Узбекистан задерживал в течение более чем года. Правда, долг был выплачен не просто к визиту Каримова — накануне авиационные власти РФ объявили о закрытии неба для узбекских самолетов.
Между тем, Каримову предстоит в ходе визита убедить Кремль, что выход Узбекистана из ОДКБ и очередной разворот Ташкента в сторону Вашингтона не должен повлечь заморозки отношений с Москвой. Задача из числа очень сложных: ведь дело идет к открытию в Узбекистане базы США. Кроме того, значительное потери в Ташкенте понес и российский бизнес: чего стоит ситуация с узбекской «дочкой» МТС «Уздунробита», деятельность которой прекращена явно незаконными методами. Напомним также, что после этого в Москве была арестована элитная квартира дочери Каримова Гульнары, которая, как считается, стоит за ударом по МТС.
Согласно официально заявленной программе встречи в Москве Каримов и Путин будут обсуждать вопросы дальнейшего развития двустороннего сотрудничества, обменяются мнениями по актуальным региональным и международным проблемам. На первом месте в этом списке, безусловно, встанут проблемы совместного водопользования в Средней Азии – строительство при содействии России плотин на трансграничных реках Таджикистана Киргизии и Узбекистана. А проблемы доступа к воде в Ферганской долине исторически не раз становились причиной жесточайших конфликтов.
Напомним, что узбеков беспокоят два гидропроекта: Рогунская ГЭС в Таджикистане и каскад Камбаратинских и Нарынских ГЭС в Киргизии. Строительство Рогуна пока заморожено Россией из-за внешнеполитических игр таджикской элиты, а вот киргизские плотины Москва готова начать строить в ближайшее время. Интересно, что за три дня до визита переметнувшегося на сторону США Каримова в Москву Бишкек посетил премьер Турции Реджеп Эрдоган, имевший перед этим личную беседу с госсекретарем Керри. Эрдоган, по общему убеждению, пытался склонить президента Киргизии Алмазбека Атамбаева к отказу от его обещаний вывести из страны американскую авиабазу, и в обмен предлагал также вложиться в строительство ГЭС в Киргизии. Если бы в ответ Атамбаев, подобно его свергнутому предшественнику, завел старую песню о «многовекторности», это повлекло бы отказ России от киргизских гидропроектов. Но и турецкие обещания, скорее всего, так и остались бы обещаниями: среднеазиатская политика Анкары, в общем, определяется Вашингтоном, а тому вовсе не хочется терять хрупкую лояльность Узбекистана. И в этом случае Каримову было бы намного спокойнее. Но буквально в субботу Атамбаев, вернувшись из срочной и загадочной поездки в Казахстан, заявил, что «наш стратегический союзник – это Россия»; что он по-прежнему видит аэропорт «Манас», где сейчас сидят американцы, «гражданским авиахабом», и что он приглашает инвесторов России в горнодобывающую сферу и швейную отрасль Киргизии. Занавес.
Тем не менее, Россия подчеркивает свою готовность вести диалог с Узбекистаном. В Москве помнят угрозы Каримова начать войну с соседями в случае перекрытия ими трансграничных рек. Помнят там и о том, что США перебрасывают в Узбекистан свое оружие и военную технику через Афганистан под видом «вывода войск»: в субботу стало известно, что на киргизской авиабазе РФ «Кант» пройдет выездное заседание ОДКБ. Кроме того, Россия не отменяла своего решения поставить Киргизии вооружения на $1 млрд. Пока же Россия дает понять, что не намерена решать водно-энергетический вопрос во что бы то ни стало. Буквально на днях стало известно, что Москва дала добро на проведение международной независимой экспертизы строительства «Камбараты-1» в Киргизии. «Решения, которые вызывают сомнения, должны подвергаться независимой экспертизе, чтобы они не отравляли отношения между странами в этом регионе», — заявил сопредседатель российско-узбекской межправкомиссии вице-премьер РФ Дмитрий Козак.
Вернется ли Каримов теперь в «лоно старшего брата»?
«Насколько я понимаю, Каримов очень обеспокоен будущим Узбекистана, — говорит Марс Сариев. – Он отдает себе отчет, что он не вечен и здорово опасается, что после его ухода страна сорвется в хаос. Слухи о его недавнем инфаркте, скорее всего, были правдой. Но показать слабость ему сейчас никак нельзя. Сыновей у него нет, а дочери просто не выдержат сильнейшего нажима политических оппонентов, желающих занять узбекский трон. Надеяться в этой ситуации на США, к которым он развернул лицом страну в последние годы, бессмысленно. Американцы, наоборот, приложат максимум усилий, чтобы использовать послекаримовскую нестабильность в Узбекистане для начала серьезного конфликта в Ферганской долине и во всей Средней Азии. В этой ситуации единственным гарантом стабильности в регионе может выступить только Россия».
Михаил Александров
rosbalt.ru