Лезгинский земельный вопрос на Кавказе стоит особенно остро
19 декабря в 12.00 в Общественной Палате РФ прошли Общественные слушания на тему «Земельный вопрос на Кавказе: от разрешения конфликтов к их предупреждению».
В этом общественном форуме приняли участие представители государственных ведомств, национальных общин и организаций, главы администраций районов и сел республик Северного Кавказа, а также эксперты-кавказоведы.
Для участия в слушаниях приглашены представители администрации президента РФ, аппарата полпреда президента РФ в СКФО, Министерства регионального развития РФ, национальных организаций Кавказа, главы администраций районов и сел республик Северного Кавказа, а также эксперты-кавказоведы.
«В ходе слушаний планировалось обсудить методы урегулирования существующих земельных споров на Кавказе и недопущения возникновения новых», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» старший научный сотрудник отдела Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения Российской академии наук, руководитель Экспертной группы Рабочей группы ОП РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе Руслан Курбанов.
По его словам, актуальность проблемы обусловлена тем, что «в основе многих острых территориальных, национальных и политических конфликтов на Северном Кавказе лежат нерешенные земельные споры и претензии».
«Непродуманная политика сначала царских, потом советских, а теперь и современных властей в сфере перекраивания административных границ на Кавказе привела к тому, что в регионе возникло много тлеющих конфликтов. Некоторые общие территории отошли в директивном порядке тем общинам, которым они никогда не принадлежали», – пояснил Руслан Курбанов.
Собеседник добавил, что в регионе до сих пор болезненно переживаются последствия реализованного в советский период закона о репрессированных народах и практики возвращения людей в 1950–1960-х годах из мест ссылки.
«В разрешении этих конфликтов, а также в устранении вызывающих их причин кроется один из ключевых методов снятия конфликтной напряженности на Кавказе. Достичь этого можно только продуманным сочетанием государственных, административных решений с усилиями общественных структур, таких как российская и региональные Общественные палаты, НКО, а также использованием методов традиционной народной дипломатии», — отметил Руслан Курбанов.
Последний инструмент, по мнению эксперта, приобретает особую актуальность, учитывая, что задолго до появления государственных институтов проблемы общих территорий на Кавказе регулировались соглашениями старейшин, национальных лидеров, местным самоуправлением.
От имени лезгинской общины на слушаниях выступил президент ФЛНКА Ариф Керимов. Он отметил, что на Кавказе в настоящий момент наиболее острые территориально-земельные проблемы имеются у лезгин. Это связано с тем, что этническая территория лезгин разделена пополам. Река Самур являлась пограничной, — отметил Керимов и добавил, что ратификация Россией договора о госгранице с Азербайджаном, подписанного в сентябре 2010 года, фактически узаконила статус лезгин как разделенного народа. Огромное количество проблем при этом осталось нерешенным. Лезгинская общественность, по его мнению, так и не поняла, почему была такая спешка с этим госдоговором.
Кроме того, в результате появления государственной границы между Россией и Азербайджаном из хозяйственного оборота были изъяты большие площади земель, располагающиеся вдоль границы. Надо сказать, что это наиболее ценные и плодородные пойменные территории. Река Самур в ее нижнем течении имеет высокую плотность населения.
Села фактически переходят одно в другое. И вот в такой ситуации значительные участки земель данных селений стали пограничной зоной, т.е. были потеряны. Серьезно пострадали лезгины, проживающие на обоих берегах реки Самур: и в России и в Азербайджане.
Кроме того были серьезно подорвана целостность данной территории, были прекращены или серьезно ограничены многочисленные связи между лезгинами Азербайджана и Дагестана: семейные, хозяйственные, социально-бытовые, образовательные и другие. Оказавшись за колючей проволокой по разные стороны границы, лезгины вынуждены прилагать много усилий для того, чтобы поддерживать общение со своими друзьями и соседями, ставшими гражданами другого государства.
Резкое недовольство президента ФЛНКА вызвала ситуация с селениями Храх-Уба и Урьян-Уба. Особенно возмутительной на его взгляд является политика двойных стандартов, которая превращает жителей селений в «людей второго сорта». Рёоссийское руководство, когда хочет, хорошо озаботилось судьбой двух российских летчиков в Таджикистане, взяло ситуацию под свой контроль, оказало на Таджикистан дипломатический и по другим направлениям нажим и вызволило их из тюрьмы. В другом случае, когда целых 600 граждан России были самым циничным образом брошены ею на произвол судьбы! Это и есть двойные стандарты. После того, как жителям этих сел было предложено либо уехать в Россию, либо принять азербайджанское гражданство, ситуация в них стала невыносимой, людей оттуда стали выживать. В селе Храх-Уба с сентября так и не открылась школа. Жителей этих сел, включая стариков, женщин и детей, временно выезжавших в Россию, уже не пускают обратно.
В данном случае, Россия позволила Азербайджану поступать с нами как с каким-то африканским племенем, находящимся в резервации.
По итогам своего выступления Ариф Керимов от имени лезгинской общественности внес следующие предложения:
• Инициировать практику создания Межправительственных и Межпарламентских Комиссий с включением в их состав представителей общественности разделенных народов для разрешения накопившихся проблем, обсуждения вопросов правового статуса разделенных народов и трансграничного сотрудничества в регионах их проживания;
• Ускорить процесс реализации межгосударственного взаимодействия по подержанию единого языкового и этнокультурного пространства на территории проживания разделенных народов ;
• Обеспечить возможность и условия для изучения родного языка, создания СМИ на родном языке, создания общественных организаций, культурных центров, основной задачей, которых является сохранение и развитие родной культуры, а также обеспечить охрану памятников истории, архитектуры и культуры этих народов, на всей территории их проживания ;
• Способствовать облегчению режима пересечения государственной границы представителями разделенных народов, проживающими в районах, прилегающих к границе ;
• До сих пор не выполнено Постановление Государственной Думы РФ от 4 июня 1997 года за N 1465 – II и не заключен международный договор о правах лезгинского и аварского народов.
ФЛНКА