Обама побудит Эрдогана признать Геноцид армян?
Приводим статью американского раввина Шмули Ботеаха, опубликованную в «The Huffington Post», со значительными сокращениями:
Первая поездка президента США Барака Обамы в Израиль после того, как он стал президентом, была нацелена на то, чтобы привести ко многим ощутимым результатам, не последним из которых мог бы стать призыв со стороны лидера свободного мира к тому, чтобы «ХАМАС» отменил свой геноцидальный устав против Израиля.
Хотя у этого визита было много вдохновляющих моментов, важных символических жестов и красноречивое выступление в Иерусалиме, осторожно подобранные моменты для фотосъемки в ретроспективе кажутся несколько эфемерными, а давление на Нетаньяху, чтобы извиниться перед премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом, в конечном счете мы считаем контрпродуктивным.
В то время как попытки Обамы по укреплению связей на Ближнем Востоке понятны, менее логичным является его попытка силой заставить Израиль извиниться и пойти на уступки, ввиду того, что Эрдоган изложил ряд условий для полной нормализации отношений с Израилем, включая компенсацию жертвам, и, что более важно, снятие морской блокады сектора Газа.
Эпизод с «Мави Мармара» должен был стать частью расчетов Обамы во время его поездки, так как он проливает свет на поведение Турции по отношению к Израилю, а также на другие примеры упорного отрицания Турцией исторических фактов, в том числе его отказ честно говорить о своей роли в Геноциде армян в период между 1915 и 1923 годами, который привел к гибели 1,5 млн. армян в Османской империи.
Если бы Обама сдержал свое слово, данное в качестве кандидата в президенты в 2008 году, и был заинтересован в значительных успехах на Ближнем Востоке, он должен был подтолкнуть Эрдогана ответить взаимностью и извиниться перед многострадальными армянами за этот первый геноцид в современной истории. Как отмечалось в резолюции Палаты представителей, эта резня «документирована неопровержимыми доказательствами в национальных архивах Австрии, Франции, Германии, Великобритании, России, Соединенных Штатов, Ватикана и многих других стран». Чтобы заручиться поддержкой армян, баллотируясь в президенты, сенатор Обама сказал 19 января 2008 года: «Два года назад я раскритиковал… увольнение посла США в Армении Джона Эванса, после того как он правильно использовал термин «геноцид» для описания резни тысяч армян со стороны Турции… Геноцид армян не голословное утверждение, личное мнение или точка зрения, а, скорее, широко документированный факт, поддерживаемый огромным количеством исторических свидетельств… Как сенатор я решительно поддерживаю принятие резолюции о Геноциде армян, а как президент я признаю Геноцид армян».
Но вместо того, чтобы работать с целью выполнения своего обещания, президент Обама и его администрация неоднократно избегали термина «геноцид» и работали за кулисами, чтобы предотвратить его признание Конгрессом.
Как показано в Мемориальном музее Холокоста Соединенных Штатов, когда Гитлер собирался напасть на Польшу в 1939 году, он отверг возражения, сказав: «Кто, в конце концов, говорит сегодня об истреблении армян?» – что подготовило почву для Холокоста. Рональд Рейган признал эту угрозу в 1981 году, когда сказал: «Как геноцид армян до него и геноцид камбоджийцев, который был после него, и как слишком много других преследований слишком многих других людей, уроки Холокоста никогда не должны быть забыты».
Более 20 стран и 42 штата США уже признали события 1915 года как геноцид. В то время как Обама пытается сформировать свою ближневосточную политику и рассматривает свое наследие на следующие четыре года, он должен учесть обещания, данные в качестве молодого кандидата, и признать резню, которая никогда не должна быть забыта.