В Москве отказываются сидеть сложа руки и наблюдать, как Турция становится все агрессивнее в ущерб России
«Принудительная посадка Турцией летевшего из Москвы в Дамаск сирийского гражданского самолета по подозрению в перевозке им военных грузов была, несомненно, смелым шагом со стороны государства, стремящегося продемонстрировать свое лидерство в регионе. Однако и две недели спустя после инцидента вопрос о находившемся на борту самолета грузе, судя по всему, остается яблоком раздора между Анкарой и Москвой, наращивающей свое политико-экономическое сотрудничество с Турцией и вместе с тем с некоторой опаской наблюдающей за ростом региональных амбиций последней». Об этом говорится в статье Игаля Шлейфера на сайте «EurasiaNet», который далее приводим без сокращений и изменений.
Вскоре после того как турецкие ВВС принудительно посадили самолет «Сирийских авиалиний», премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что на борту лайнера было обнаружено «оружие». Москва же заявила, что самолет перевозил электротехническое оборудование для РЛС российского производства в Сирии и ничего незаконного в этом грузе не было. Более того, как сообщил в начале этой недели российским СМИ глава МИД РФ Сергей Лавров, Кремль ждет от Турции «публичного признания отсутствия оружия и боеприпасов на сирийском самолете».
Турецкие власти, похоже, отказались от прежних своих утверждений, что на борту воздушного судна находилось «оружие», однако в интервью на этой неделе министр иностранных дел Ахмет Давутоглу утверждал, что находившийся на борту «военный» груз перевозился незаконно. «Нарушая международное право и полагая (если можно так сказать), что мы это проглотим, вы помещаете на борт гражданского самолета военный груз и собираетесь провезти его над нашей территорией», – заявил он в эфире телеканала «Бугюн ТВ».
Хотя оба государства и стараются не допустить, чтобы их расхождения во взглядах на пути урегулирования сирийского кризиса влияли на развитие двусторонних отношений, в Турции имеются опасения, что создавшаяся вокруг российского груза напряженность может распространиться и на другие области, в которых у стран имеются определенные разногласия.
В России же принудительная посадка Турцией сирийского самолета и конфискация российского груза спровоцировала предостережения, что региональные устремления Анкары могут угрожать интересам Москвы. В недавнем интервью «Голосу России» генерал-лейтенант СВР в отставке Геннадий Евстафьев предупреждал: «Мы не можем сидеть сложа руки и наблюдать, как Турция становится все агрессивнее в ущерб России».
Пусть это и не является официальным мнением Кремля, но это такого рода комментарии, на которые турецкие власти, возможно, захотят обратить внимание.