«План Либермана» о мести туркам смахивает на фальсификацию
JanARMENIAN — Т.н. «план Либермана» отомстить туркам путем оказания поддержки армянам и курдам, изложенный сегодня утром газетой «Едиот Ахронот», представляется нелогичным по целому ряду причин. И вряд ли он действительно существует в той форме, в которой был представлен этим изданием.
Информация , опубликованная в пятницу, 9 сентября, изданием «Едиот Ахронот», о «плане Либермана» отомстить туркам путем оказания поддержки армянам и курдам, вызывает серьезные сомнения. Не касаясь нюансов региональной политики и специфики израильской активности на кавказском, иракском и иранском направлениях можно обозначить несколько ключевых факторов, вызывающих сомнения относительно достоверности указанной информации.
Армяне
Как утверждает «Едиот Ахронот», глава МИД Израиля готов оказать международную поддержку в вопросе признания геноцида армян, учиненного турками в 1915 году. Однако, подобный шаг будет автоматически означать, чуть ли ни разрыв отношений с Азербайджаном. Эта южнокавказская республика остается практически единственным стратегическим партнером Израиля в мусульманском мире, несмотря на давление, оказываемое на Баку со стороны Анкары и Тегерана. Тем более, именно Либерман являлся одним из архитекторов стратегического альянса с Азербайджаном. По этой причине возглавляемая им партия «Наш дом Израиль» (НДИ) всячески блокировала попытки депутатов МЕРЕЦ, «Кадимы» и «Ликуда» провести в Кнессете резолюцию о признании армянского геноцида. Менее четырех месяцев назад замминистра иностранных дел и депутат НДИ Дани Аялон заявил по этому поводу порталу IzRus: «Нет ни единого шанса на то, что Кнессет признает армянский геноцид. Это – невозможно. Мы не можем позволить себе из-за спорных вопросов истории, касающихся событий столетней давности, портить отношения со своим главным стратегическим партнером в мусульманском мире – Азербайджаном».
Кроме того, до сих пор одной из главных причин, препятствовавших развитию отношений Израиля с Арменией, помимо опасений «разругаться» с Турцией и Азербайджаном, являлись тесные связи Еревана и значительной части армянской диаспоры с Ираном и арабскими странами, в частности с Ливаном и Сирией.
Курды
Израиль традиционно симпатизировал курдскому национальному движению, но это касается исключительно Иракского Курдистана. В 1965-75 годах «Моссад» тайно оказывал поддержку курдским вооруженным формирования в их попытке завоевать независимость от Багдада. Негласные связи между Иерусалимом и Эрбилем возобновились уже на закате эпохи Саддама Хусейна. В июне 2004-го американский еженедельник The New Yorker сообщил, что в конце 2003 года правительство Израиля приняло решение об установлении стратегического союза с Курдской автономией в Ираке.
Однако ситуация с курдским сепаратистским движением в Турции обстоит иначе. В 1990-х годах, будучи стратегическим партнером Анкары, официальный Иерусалим фактически вступил в открытую конфронтацию с турецкими курдами. Еще в мае 1997 года в интервью турецкому изданию «Сабах» тогдашний (и нынешний) премьер-министр Биньямин Нетаниягу провел прямую параллель между Рабочей партией Курдистана (PKK – главная сила в курдском национальном движении) и палестинскими террористами. «Турция пострадала от многочисленных атак PKK. И мы не видим никакой разницы между террором, проводимым этой организацией, и террором, от которого мы страдаем в Израиле. По этой причине мы не поддерживаем идеи о создании независимого Курдского государства», — заявил Нетаниягу. А в октябре 1998 года высокопоставленный западный дипломат в Анкаре предупредил через газету «Маарив», что «Израиль внесен в список объектов для нападений курдского подполья». На этом фоне не удивительно, что в феврале 1999 года «Моссад» оказал содействие спецслужбам Турции в поимке лидера PKK Абдуллы Оджалана в Кении. Это вызвало резкую реакцию турецких курдов. Фронт национального освобождения Курдистана (политическое крыло PKK) осудил «грязный военный альянс между Турцией и Израилем». В свою очередь, сторонники этой организации предприняли попытку захватить здание израильского консульства в Берлине. Трое курдов были убиты сотрудниками ШАБАКа. После этого руководители PKK уже сами объявили о том, что израильские объекты стали для них одной из главных мишеней.
С учетом такого прошлого особенно вызывает сомнения сообщение «Едиот Ахронот» о том, что «Либерман планирует не таясь назначить встречи с главами курдского подполья в Европе с целью сотрудничества с ними и их укрепления во всех сферах, которые только можно представить». К тому же, «курдское подполье в Европе» вовсе не однородная общность. Оно отличается пестротой политических взглядов, тактическими расхождениями и отношением к религии. К нему относятся столь разные элементы, как левые экстремисты и исламские фанатики, связанные с «Аль-Каидой». Не случайно в странах Евросоюза курдские деятели находятся под пристальным наблюдением спецслужб, а в ряде государств к ним относятся как к активистам террористических организаций.
И стремление Израиля «их укрепить во всех сферах, которые только можно представить» наверняка не понравилось бы не только европейцам, но и американцам. Реально оказывать поддержку курдским противникам Анкары можно лишь с территории Иракского Курдистана, где находятся основные базы сепаратистов. Вряд ли Израиль решился бы на такую авантюру, поскольку это затрагивает стратегические интересы США в регионе, в частности в Ираке.
Тем более, сам Либерман никогда не проявлял симпатий к курдскому национальному движению. Даже, когда в прошлом году русскоязычные представители интеллигенции Иракского Курдистана, получившие образование в Москве, по неофициальным каналам выдвинули идею установить негласные связи с НДИ, это предложение было воспринято без всякого энтузиазма. Зато иную точку зрения в последние годы высказывали политические оппоненты партии «Наш дом Израиль». Так, в в сентябре 2009 года председатель «Кадимы» Ципи Ливни заявила в интервью одному из изданий Иракского Курдистана, что «недалеко то время, когда стратегическими друзьями Израиля станут курды». И уж совсем недавно председатель парламентской фракции «Ликуд» Зеэв Элькин отметил в интервью порталу IzRus, что на фоне конфронтации с Анкарой официальному Иерусалиму следует обратить внимание на «курдский вопрос».
Турки
«План Либермана» в интерпретации «Едиот Ахронот» вызывает сомнения еще и потому, что многие члены правительства и сотрудники дипломатического ведомства до сих пор считают, что несмотря на беспрецедентный кризис в отношениях с Турцией, Израилю не стоит обострять ситуацию. Глава правительства Биньямин Нетаниягу до недавних пор предпринимал попытки договориться с Анкарой, даже ценой принесения извинений за гибель девяти «пассажиров» турецкого судна «Мави Мармара» (флотилия Free Gaza) в мае прошлого года. С этой целью посланником премьера Йосефом Чехановером и министром стратегического планирования Моше Яалоном велись переговоры в Европе с официальными представителями Турции.
Однозначной позиции по поводу дальнейшего поведения в отношении турок нет даже в руководстве НДИ. Лишь вчера министр внутренней безопасности от этой партии Ицхак Аронович заявил в интервью государственной радиостанции «Решет Бэт», что сохранение отношений с Турцией для Израиля важнее «национальной гордости» (как раз по этому вопросу с конца прошлого года отмечались расхождения между Либерманом и Нетаниягу).
То, что консультации высокопоставленных дипломатов по турецкой проблематике на уходящей неделе действительно проводились, не вызывает сомнений. И Либерман, действительно, занимает относительно жесткую позицию по поводу антиизраильской деятельности Эрдогана и его окружения. Но т.н. «план Либермана» в том виде, в котором он был изложен «Едиот Ахронот», вряд ли существует. По всей видимости, это журналистская интерпретация лишь части высказываний, прозвучавших на совещаниях дипломатов, либо «слив», инициированный чиновниками или политическими силами, преследующими собственные цели.
http://izrus.co.il