Турция — крах амбиций и распад Османской империи
JanARMENIAN.RU –На Западе принято считать, что Турция является более или менее успешной моделью умеренной исламской «демократии» и верным союзником Запада. В принципе, со всеми оговорками, так оно и было, пока Турция была форпостом НАТО на юго-западной границе СССР и партнером Израиля, и пока власть в ней находилась в руках националистов и военных. После распада СССР Турция понадобилась Западу в качестве противовеса арабским де-юре или де-факто монархическим режимам, а также в качестве рычага воздействия на Иран. Но все, как известно, меняется. Причем, со все более и более головокружительной скоростью.
Во-первых, насколько рьяно Турция выступает с позиций защитника демократических и либеральных ценностей и насколько яростно она бросается на помощь Западу, настолько ненужной она становится для того же Запада. Так, после вторжения Западной коалиции в Ирак, в обеспечении которого Турция сыграла немалую роль, ситуация в этой стране рано или поздно стабилизируется. Предполагается, что в Ираке или в тех странах, что будут созданы на его развалинах, прозападные силы удержат власть с помощью коалиции.
Кроме того, «арабская весна», сметающая все на своем пути, вполне может привести к власти относительно современные, либеральные и демократические силы в Тунисе, Египте, Йемене и других странах региона (справедливости ради, отметим, что противоположная версия также не исключается). В случае падения режима Башара Асада в Сирии, против кого так резко выступает турецкое правительство, к власти придут если не прозападные, то, во всяком случае, нейтральные к Западу и не проиранские силы. В неопределенном будущем может пасть и исламский режим аятолл в Иране, будь то результатом давления Запада, военного конфликта или же внутренних общественных сдвигов, признаки которых уже довольно реально чувствуются на примере противостояния между националистической командой президента Махмуда Ахмадинежада и консерваторами рахбара Али Хаменеи. Вдобавок, вспомним, что Саудовская Аравия, Иордания и некоторые другие арабские страны уже давно являются опорой западных сил. Все перечисленное постепенно уменьшает роль и значение Турции для Запада, также может разрушить стереотип об успешной модели демократического исламского государства.
Во-вторых, в Турции уже давно правят не националисты, а исламисты. Правда, как принято говорить, умеренные. Более того, турецкое правительство во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом решительно и успешно обезглавливает военное руководство страны, которое традиционно поддерживало именно националистически настроенные силы и несколько раз путем переворота не давало исламистам захватить власть в Анкаре.
Придя к власти, исламисты стали настойчиво пробовать интегрировать Турцию в Европейский союз, одновременно подыгрывая Ирану и остальному исламскому миру. Тем самым Анкара давала понять, что в случае отказа она может обернуться к Западу спиной и войти в союз с исламским миром, став очередной головной болью для Запада. Казалось бы, весьма выигрышная позиция. Однако после нескольких лет переговоров в 2011 году европейцы устами президента Франции Николя Саркози и канцлера Германии
Ангелы Меркель ясно сказали, что не считают Турцию членом европейской семьи.
И теперь Турции остается сделать обещанный поворот в сторону Востока. Именно в этом контексте можно рассматривать приостановку стратегического партнерства с Израилем, на строительство которого Запад потратил немало средств и времени. Так, на днях Турция отозвала своего посла из Тель-Авива, выслала из Анкары израильского посла, понизила статус дипломатического представительства и заморозила торговые и военные связи и угрожает прибегнуть к другим мерам. Вдобавок, турецкие власти выступили с поддержкой провозглашения независимости Палестины, раскритиковав «незаконную оккупацию Израилем Западного берега реки Иордан и сектора Газы». Все это — в ответ на то, что глава израильского правительства Беньямин Нетаньяху отказался принести официальное извинение за инцидент с захватом турецкого судна «Мави Мармара». На самом деле, думается, история с «Мави Мармара» — чистейшая провокация, на которой Турция пытается показать зубы Западу и выиграть расположение исламского мира. Только вот и здесь не особо рады, так как Турция намерена стать не просто частью исламского мира, а возглавить этот мир. А за это уже давно соперничают шиитский Иран и суннитская Саудовская Аравия. К тому же, арабским монархиям вовсе не по нраву поддержка, оказываемая Турцией народным выступлениям «арабской весны», особенно, в Бахрейне. А в Иране сильно раздосадованы по поводу критики Турции в адрес властей Сирии. Премьер-министр Ирака, в свою очередь, недавно выступил с резким осуждением обстрела турками иракской территории, населенной курдами. Получается, что политика шантажа «Запад или исламский мир» также не срабатывает и может обернуться для Турции крахом.
В-третьих, как следует из сказанного выше, громким провалом Турции становится и декларированная политика «Ноль проблем с соседями». Кроме проблем с Сирией, Ираном и Ираком, турецкие власти наработали конфликт с Израилем, обострили и так уж плохие отношения с Кипром и Грецией. Турецкий министр по делам Евросоюза Эгемен Багыш 6 сентября пригрозил дать военный ответ на бурение месторождения природного газа «Блок-12», входящего в совместную эксклюзивную экономическую зону Израиля и Кипра. Начало работ по бурению намечаются на 1 октября. В этот день Турция может атаковать Кипр. Греческое правительство уже выразило негодование относительно турецких угроз и потребовало от Турции «вести себя ответственно». Турецкие власти также с треском провалили процесс нормализации отношений с Арменией — проект, который также пользовался огромной поддержкой Запада. Это может вызвать очередное разочарование Запада и усилить тенденцию признания мировым сообществом Геноцида армян в Османской империи в 1915 году, тем более, что свои усилия к этому делу может присоединить уже и израильское лобби.
И, наконец, самая главная проблема современной Турции — курды. Незапрещенные курдские политические организации уже провозгласили создание автономного Курдистана с центром в Диярбекире. Примечательно, что именно там планируется разметить антииранский радар США. Более радикальные силы, в частности — Рабочая партия Курдистана возобновила активную вооруженную борьбу. Курдская автономия в Северном Ираке является хорошим плацдармом для создания независимого Курдистана и дальнейшего присоединения к нему турецкой части территорий, населенных курдами. Во многих картах западных спецслужб уже вырисовываются границы этого Курдистана и, следовательно, новой Турции. Именно Турции, а не Османской империи, которой эта страна, по сути, остается по сей день.
ИА REGNUM