Великий имам мусульман издал фетву, осудив турок за погромы армян
Недавно мне на глаза случайно попался чрезвычайно важный исламский документ, в котором турки жестко осуждаются за убийства армянских христиан под прикрытием религии.
Этот уникальный документ – фетва или религиозный указ, был издан в мае 1909 года Великим имамом Египта, шейхом Салимом аль-Бишри, в котором турецкие мусульмане осуждаются за резню 30 тыс. армян в Адане – одном из крупнейших городов Османской империи.
Великий шейх мечети Аль-Азхар, шейх аль-Бишри – глава крупного центра исламских исследований в Каире и мусульманском мире, издал эту фетву в противовес указу турецкого муфтия (религиозного лидера), изданному в апреле 1909г., в котором он призвал турок убивать армян, поскольку «они против мусульман и Аллаха».
Случайно заметив в интернете упоминание о египетской фетве, я связался со специалистом в области истории армянского народа, проф. Мохаммадом Рефаатом аль-Имамом, с которым встретился во время своего недавнего визита в Египет. Доктор аль-Имам любезно отправил мне текст этого важного религиозного документа на арабском языке. Ниже мы впервые представляем отрывки из документа в переводе на армянский язык:
«В местных газетах мы прочитали ужасающие вести и отвратительные рапорты о мусульманах ряда провинций Османской империи, напавших на христиан и зверски убивших их. Мы не могли поверить в эти рапорты и надеялись, что они лживые, поскольку ислам запрещает агрессию, насилие, кровопролитие и причинение вреда людям, независимо от того, мусульмане они, христиане или иудеи. О, мусульмане, проживающие в регионе и других местах, будьте осторожны в своих действиях, запрещенных Аллахом в его шариате [исламский закон], и берегите кровь, пролитую Аллахом, и не грешите против кого-то, так как Аллах не любит агрессоров…
Ваш долг перед теми, кто связан с вами, кто доверил вам свою безопасность, и кто живет у вас и рядом с вами из Ahlul Dhimma (иудейское и христианское меньшинства, которых ислам защищает), как наказывает Аллах, возвышать их, как вы возвышаете самих себя, защищать их от всего того, от чего защищаетесь сами и защищаете своих родственников, превратить свою силу в их силу, и наделить своей силой, и защищать их монастыри и церкви, как защищаете свои мечети и храмы. Кто оскорбляет их женщин, заносит над ними меч и притесняет их, тот отвергает обещание мусульман Аллаху, которое является долгом мусульман.
Знайте, что если то, что слышат люди, правда, то вы рассердили своего Аллаха, и это не отвечает требованиям вашего пророка и шариата. Вы отдалили своих братьев-мусульман от их религии, вы отреклись от нее из-за этого ужасного деяния, нарушив то, что запрещено, и вы развязываете языки тем людям, несведущим в религии, которые будут говорить страшные слова против всех мусульман. Значит, послушайте, что сказал ваш пророк о ситуации, в которой вы сейчас оказались. Он сказал: «Тот, кто убивает союзника [человека, который, по соглашению, присоединился к исламу с целью помощи и содействия], не услышит аромата Рая, и если даже услышит, то он будет с расстояния в 40 лет». Он также сказал: «Человек, который бросает «dhimmi» [человека из иудейского или христианского меньшинства], подвергнется истязанию в языках пламени в день Страшного суда».
Из этого документа становится совершенно ясно, что армянские погромы 1909 года и последовавший за этим Геноцид 1915 года не были результатом столкновения на религиозной почве между турками-мусульманами и армянами-христианами. Великий имам мечети Аль-Азхар справедливо осудил турок за массовую резню армян, которая была совершена из расистских, пантюркистских, а не их панисламских соображений, а также была осуществлена с целью захвата армянских земель и имущества. Разные фетвы, изданные турецкими муфтиями (духовными деятелями), преследовали цель подстрекнуть фанатичный турецкий сброд к нападению и убийству безвинных армян.
Изданная в 1909 году фетва шейха аль-Бишри в дальнейшем была закреплена манифестом Шарифа аль-Хусейна ибн Али из Мекки, изданном в 1917 году, в котором прозвучал призыв ко всем мусульманам защитить армян и «обеспечить их всем, в чем они могут нуждаться… потому что они народ, защищаемый мусульманами, о котором пророк Мухаммед сказал: «Кто украдет у них хотя бы веревку, тому я буду противником в день Страшного суда».
В 2009г., когда премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, заявил, что «мусульмане не совершали геноцида», он был прав лишь частично. Он должен был сказать: «Хорошие мусульмане не совершали геноцида». Руководители младотурецкой партии, которые в 1915 году совершили Геноцид армян, судя по Корану – священной книге ислама, не были верующими мусульманами. Они были просто преступниками, которые использовали ислам в качестве удобного предлога для осуществления массовых погромов. Участливая фетва Великого имама Аль-Азхара звучит истинно и сейчас, особенно в дни, когда мусульманский мир отмечает завершение Рамазана.
Арут Сасунян,
редактор газеты «Калифорнийский курьер»
armtoday.info