О ядерных притязаниях Турции
В апреле ожидается визит премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Пекин, где должен быть подписан китайско-турецкий договор. Договор, на подготовку которого потребовалось много времени и специально для которого в феврале в Стамбул на встречу с с Эрдоганом прибыл вице-президент Китая Си Цзиньпин1, предусматривает строительство на северо-западе Турции, возле приграничного с Болгарией города Игнеада, атомной станции стоимостью $20 млрд.
Известно, что у Анкары уже есть договоренность с Москвой о строительстве АЭС в окрестностях населенного пункта Буюкечели (на побережье Средиземного моря), в местности под названием Аккую. Если всего несколько лет назад в международных экспертных докладах по Турции Анкара говорила только о возможности развития собственной ядерной программы, и турецкие эксперты и чиновники затрагивали этот вопрос лишь гипотетически, то теперь факт в том, что западный сосед Армении осуществляет масштабную программу с целью основания ядерных мощностей в стране.
Однако, учитывая, что сегодня турецкое государство проводит, по сути, имперскую внешнюю политику с далеко идущими целями, можно предложить, что воплощение в жизнь масштабной и осуществляемой в высоком темпе ядерной программы может быть мотивировано не только заботой об энергетической безопасности.
Из ядерной истории Турции
Ядерной сферой в Турции официально начали интересоваться в 1956г., когда решением правительства была учреждена турецкая комиссия по атомной энергии. Несмотря на многолетнюю деятельность этого органа, как западные, так и российские источники писали, что Турция в ядерной сфере никогда не заходила дальше исследований и разработок, которые в основном были сосредоточены в двух учреждениях – в основанном в 1961г. в Стамбульском техническом университете Институте энергии и созданном в 1962г. Центре ядерных исследований и обучения «Чекмече».
Проекты строительства атомной электростанции в Турции начали появляться в 1970-х гг. Первый такой проект турецкая комиссия по атомной энергии подготовила в 1970г., им было предусмотрено строительство АЭС мощностью 300 мВт. Через три года пришли к тому, что мощность АЭС должна составить 80 мВт и она должна быть построена в вышеупомянутой местности Аккую, однако из-за финансовых проблем в турецком правительстве этот проект остался на бумаге. Программы строительства АЭС выдвигались и в 1980-хгг., однако опять же из-за финансовых проблем ни одна из них не воплотилась в жизнь.
В 1992г. турецкое правительство заявило, что приглашает для строительства АЭС в Аккую международных инвесторов. Заявки представили такие крупные компании, как Siemens, Westinghouse, Framatome и Mitsubishi. Однако проведение тендера и подведение итогов длилось до 2000г., и, в конце концов, турецкое правительство заявило, что программа закрывается по экономическим соображениям2.
Как известно, в 1990-х гг. Турция характеризовалась политической и экономической нестабильностью. Ситуация изменилась в следующем десятилетии, когда элита правящей партии «Справедливость и развитие» (ПСР) начала проводить амбициозную внешнюю политику (беспрецедентную по своему характеру для Турецкой Республики), и вовсе не случайно, что ядерная сфера сразу же привлекла внимание ПСР.
О нынешних ядерных программах Турции.
В 2010г. в Турции было произведено около 230 млрд. кВт/ч электроэнергии. Почти половина была получена из природного газа3, 28% – из каменного угля, 20% – от гидроэлектростанций. Если в 1990г. на душу населения в Турции выпадало 800 кВт/ч электроэнергии в год, то спустя 20 лет эта цифра составляла 2000 кВт/ч в год. Согласно подсчету статистической службы Турции, до 2020г. спрос на электроэнергию в стране ежегодно будет увеличиваться примерно на 7%.
Из представленных цифр видно, что в Турции действительно стоит задача обеспечения энергетической безопасности, и в Анкаре это обстоятельство сегодня также отмечается как серьезная причина, вынудившая инициировать основание ядерных мощностей в стране. Согласно программам турецкого правительства, к 2023г. предусмотрено снизить долю полученной из газа электроэнергии от нынешних 50% до 30%, что должно быть сделано главным образом благодаря атомным станциям и что позволит укрепить энергетическую независимость страны.
В мае 2010г. президенты Турции и России подписали соглашение, согласно которому компания «Росатом» посредством своих дочерних предприятий построит в Аккую атомную станцию с четырьмя реакторами общей мощностью 4800 мВт. Стоимость сделки составляет $20 млрд., предусмотрено, что строительство АЭС начнется уже в будущем году, первый энергоблок войдет в действие в 2018г., после чего каждый год будет готово по одному энергоблоку. Таким образом, в 2021г. АЭС «Аккую» со своими четырьмя энергоблоками полностью присоединится к энергораспределительной сети Турции. Согласно договоренности, на начальном этапе 100% акций будут принадлежать российским компаниям «Росатом» и «РАО ЕЭС» (поскольку проект в основном финансируют они), однако через 15 лет после введения АЭС в эксплуатацию акции российских компаний не должны превышать 51%.
В 2008г. начали проводиться подготовительные работы по строительству центра ядерных технологий и второй атомной станции мощностью около 5600 мВт возле находящегося на побережье Черного моря турецкого города Синоп. Общая стоимость проекта была оценена примерно в $23 млрд. В марте 2010г. турецкая компания Elektrik Uretim AS (EUAS) и южно-корейская компания Korea Electric Power Corporation (Kepco) подписали предварительное соглашение по осуществлению проекта.
Однако реализация проекта была приостановлена, поскольку корейская сторона требовала, чтобы правительство Турции, как и в случае АЭС «Аккую», гарантировала, что ежегодно будет закупать у Синопской АЭС определенное количество электроэнергии. Анкара отказалась, и вскоре в переговоры с турецкой стороной по вопросу строительства Синопской АЭС вступили японские компании Toshiba и Tepco. Переговоры с ними также были приостановлены после произошедшей в марте 2011г. аварии на японской АЭС «Фукусима».
Отметим также, что с целью строительства Синопской АЭС переговоры с Анкарой вели также французские компании Areva, GdF Suez и EdF, однако опять безрезультатно. В конце концов, в ноябре 2011г. премьер-министр Турции Эрдоган обратился к президенту Южной Кореи Ли Мюнг-Баку с предложением возобновить переговоры с Kepco. В феврале этого года в Стамбуле президент Южной Кореи вел переговоры по этому вопросу с премьер-министром Турции, и, согласно СМИ, сторонам удалось достичь предварительной договоренности.
Наконец, как уже отмечалось, Турция намерена построить третью АЭС на побережье Черного моря, возле города Игнеада, расположенного на расстоянии 5 км от границы с Болгарией. Договоренности с китайской стороной по вопросу АЭС в Игнеаде, похоже, принципиальны, но еще не окончательны. Точно неизвестна даже мощность будущей АЭС.
Турция и перспектива ядерной державы
В декабре 2011г. турецкая газета Vatan, со ссылкой на Atomic Scientists Bulletin, написала, что размещенные на турецкой авиабазе «Инджирлик» 20 американских ядерных тактических бомб типа В61-12 должны носить (довезти до цели) самолеты F-16A/B 142-ой эскадрильи турецких ВВС. Согласно газете, США сократили количество размещенных в Инджирлике тактических бомб от 90 до 70, 20из которых, как мы уже отметили, будут носить турецкие военные самолеты. Согласно тому же источнику, в 2017г. находящиеся на авиабазе бомбы В61-12 будут заменены бомбами нового типа – В61-3/4.
Для доставки остальных 50 бомб до цели США должны передислоцировать с находящихся за пределами Турции авиабаз в Инджирлик соответствующие самолеты, которые «возьмут» эти бомбы и доставят их до соответствующих целей. Известно, что Турция отказывается давать Вашингтону разрешение на размещение на своей территории, в том числе, в Инджирлике, военных самолетов, способных нести ядерные бомбы. До последнего времени была известна следующая мотивировка: поскольку в этом случае данная авиабаза, с функциональной точки зрения получая новые возможности, приобретает важность и статус НАТО-вской авиабазы, следовательно, во время возможного военного столкновения она станет мишенью противника. В таком случае контроль над военной базой также частично переходит к НАТО-вскому командованию.
Ключевым в опубликованной информации, безусловно, является то, что Турция получает возможность в случае необходимости участвовать в ядерном ударе. Разумеется, окончательное решение нанести удар размещенными в Инджирлике ядерными тактическими бомбами принадлежит Вашингтону, однако примечательно здесь то, что турецкое военно-политическое руководство приняло решение создать для Анкары эту возможность, чего не было, например, в годы Холодной войны из-за (вышеотмеченного) опасения турецкой стороны стать мишенью ядерного удара.
Не исключено, что создание возможности применения ядерной бомбы для турецких ВВС был ответом американской стороны на шаг Анкары, предоставившей США возможность разместить возле турецкого города Малатия один из элементов своей глобальной системы противоракетной обороны – радар.
Думается, однако, что здесь наиболее важна не столько вышеупомянутая (предполагаемая) американо-турецкая договоренность, сколько принятое в кругах турецкого руководства решение создать ядерные возможности для внешней политики Анкары.
Выводы
Проводимая нынче Турцией экспансионистская внешняя политика в условиях продолжающегося в стране экономического роста стала для Анкары важным вопросом в деле приобретения новых рычагов влияния в регионе и мире. В этом смысле не стало неожиданностью даже решение турецкого руководства о столь стремительном и масштабном расширении собственных ядерных возможностей.
Отмеченное, разумеется, не означает, что в Анкаре принято политическое решение относительно создания ядерной бомбы, поскольку такой шаг сегодня может вызвать серьезные проблемы для Турции на международной арене.
Но, с другой стороны, учитывая
перманентное расширение ядерных возможностей Израиля, Ирана и Саудовской Аравии в регионе,
цель Турции взять на себя более влиятельную роль в региональных и международных делах,
укрепляющуюся в Анкаре мысль о том, что НАТО не может быть 100-процентным гарантом обеспечения турецкой безопасности,
все вышеупомянутое должно означать, что в Анкаре принято политическое решение создать все военно-технические, политические и экономические возможности, которые в нужный момент позволят Турции стать ядерной державой.
1На посту президента Китая Си Цзиньпин в октябре заменит Ху Дзиньтао.
2Один примечательный факт: с января 1998г. по апрель 2000г. турецкое правительство восемь раз откладывало подведение итогов тендера и под конец заявило, что программа закрывается.
3Около 2/3 используемого в Турции природного газа импортируется из России, а остальная треть – из Ирана.
Арташес Тер-Арутюнян