Почему арабы выключили Турцию из сирийского процесса?
В столице Ирака завершился саммит Лиги арабских государств (ЛАГ), посвященный кризису в Сирии. По итогам саммита, участники заявили, что необходимо немедленно приступить к претворению в жизнь предложенного специальным посланником ООН и ЛАГ Кофи Аннаном плана по урегулированию конфликта в этой стране.
План предусматривают прекращение огня и начало диалога между сирийскими властями и оппозицией, вывод войск из городов, создание коридоров для доставки гуманитарной помощи в пострадавшие от столкновений районы, обеспечение доступа журналистов в страну, а также недопущение иностранного вмешательства в сирийский кризис. Призыва к отставке сирийского президента Башара Асада не прозвучало.
Напомним, ранее эта панарабская организация обвиняла в кровопролитии только власти этой Сирии и указывала на необходимость скорейшей отставки президента Башара Асада, на основе чего в Совбезе ООН были внесены проекты резолюции. Некоторые арабские страны во главе с Саудовской Аравией даже призывали к вооружению сирийских повстанцев и к военному вмешательству в Сирию.
Теперь же, по видимости, голос этих стран оказался в меньшинстве в ЛАГ, из-за чего большинство стран-членов организации и вовсе не приехали в Багдад. Объяснить отсутствие на саммите 12 из 22 стран ЛАГ бойкотом шиитского правительства Ирака или же одними только соображениями безопасности трудно. Учитывая важность встречи, приехал даже эмир Кувейта, который не посещал Ирак с 1990 года, когда войска Саддама Хусейна захватили его страну. Так или иначе, согласно итоговым выражениям, арабское сообщество в целом смягчило свою позицию в отношении сирийского режима. Теперь она стала более близка к позиции стран БРИКС — Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки, озвученной накануне на встрече лидеров этих государств в Дели.
Однако более интересным является другой нюанс. На багдадский саммит ЛАГ не пригласили Турцию, заявив, что встреча «закрыта для всех неарабских участников», хотя среди участников были генеральный секретарь ООН и представитель Евросоюза. И это — несмотря на то, что Турция имеет статус наблюдателя в этой организации и принимала участие практически во всех важных конференциях арабского сообщества. Стоит отметить также факт, что Турцию не пустили на конференцию по Сирии в преддверие встречи «Группы друзей Сирии», которая состоится в Стамбуле.
Как замечает портал MIGnews, это свидетельствует о расколе в отношениях между арабскими странами и турками, порожденном несколькими факторами. Во-первых, раскол обусловливается агрессивным нажимом Турции на Дамаск — арабы желают дистанцироваться от турецкого и западного стремления как можно быстрее избавиться от режима Асада в Сирии.
Кроме того, у арабов сильное беспокойство вызывает рост турецкого влияния в странах «Арабской весны» — в Тунисе, Ливии, Египте и среди сирийских оппозиционеров. Неприязнь вызывают также неооттоманские тенденции в политике турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, который очень любит восхвалять славное турецкое имперское прошлое.
В этот контекст умещается и нарастающая активность вмешательства Анкары во внутренние дела Ирака, где турки делают ставку на суннитское население и представляют администрацию шиитского премьер-министра Нури aль-Малики марионеткой в руках тегеранских аятолл. Между тем, именно Ирак на данный момент является президентом Арабской Лиги. Немаловажным аспектом недовольства арабов турецкой политикой является и периодичное заигрывание турецких умеренных исламистов с режимом аятолл в Иране, в то время как отношения арабских стран Персидского залива с Ираном продолжают постоянно обостряться.
regnum