Потерянная родина
Вардгес Шагилян родился в селе Сагиян Шамахинского района Азербайджанской ССР. Чтобы представить, какую родину он безвозвратно потерял, о чем говорит с такой болью и тоской в своих недавно вышедших книгах «Шамахи: Сагиян и сагиянцы» и «Истинные страницы утерянной земли», проделаем небольшой исторический экскурс.
Часть территории нынешней Азербайджанской Республики, охватывающая пространство между Кавказскими горами и рекой Кура, представляет собой исторический Агванк. Армяне жили здесь с незапамятных времен. В 1846 г. в составе Российской империи на этой территории была образована Шамахинская губерния. После разрушительного землетрясения 1859 г. губерния в 1861 г. была переименована в Бакинскую.
В XIX в. В СОСТАВЕ ШАМАХИНСКОЙ ГУБЕРНИИ БЫЛО 24 АРМЯНСКИХ СЕЛА, а армянские церкви составляли Шамахинскую епархию, входившую в состав Армянской Апостольской Церкви. В 1844 г. была основана Шамахинская духовная семинария, в 1869 г. — женское училище Сандухтян. В 1914 — 1915 учебном году здесь действовали 23 армянские церковные школы. Последняя из них закрылась в 1983 г.
В Шамахе родился ряд видных представителей армянской истории, культуры, литературы, искусства. Это родина одного из лидеров национально-освободительной борьбы армянского народа, Католикоса Всех Армян в 1759-1763 гг. Акопа V Шамахеци, издавшего 20 июля 1760 г. кондак, адресованный императрице России Елизавете Петровне, с просьбой о помощи армянскому и грузинскому народам в освобождении от персидского ига. Здесь родились также народный писатель Армении и Азербайджана, заслуженный деятель культуры Закавказья Ширванзаде, актер, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Ованес Абелян и его брат, драматург, театральный деятель Александр Абелян, писатель Костан Зарьян (1885-1969), писатель и поэт, педагог, член Союза писателей СССР Ваган Галфаян (1886-1979) и другие.
По данным переписи населения СССР 1979 г., на территории Азербайджанской ССР проживало 475,5 тыс. армян. Это составляло около половины от их численности в 1920 г., что явилось следствием откровенно предвзятого отношения и притеснения по этническому признаку со стороны бакинских властей. А после начала Карабахского освободительного движения и последовавших погромов армян в 1988 году армяне многих районов, в том числе и Шамахинского, вынуждены были покинуть родные очаги.
ОДНИМ ИЗ 24 ПОКИНУТЫХ АРМЯНСКИХ СЕЛ ШАМАХИ ЯВЛЯЕТСЯ СЕЛО САГИЯН. Здесь родился, вырос и около 60 лет вел активную педагогическую деятельность участник ВОВ Вардгес Шагилян. Обладая пытливым умом, проявляя трепетную заботу о духовных ценностях родного народа, он в течение многих лет собирал материалы, часть которых нашла место в его двух последних книгах. Книга В. Шагиляна «Шамахи. Сагиян и сагиянцы» является своеобразным паспортом, в котором обстоятельно представлены ценные сведения о Сагияне начиная со времени основания деревни и завершая особенностями местного диалекта.
Усилиями армянских фольклористов Г.Срвандзтяна, М.Миансарянца, Т.Навасардяна, Г.Шеренца, Е.Лалаяна и др. собран богатый материал устного народного творчества армянского народа почти со всех этнографических регионов Западной Армении, Джавахка, Нахиджевана, Тифлиса. Однако нам неизвестны или малоизвестны этнография и фольклор ряда районов нынешнего Азербайджана — Шамахи, Шамхора, Баку, Гандзака, Шаки (Нухи) и т.д. В этой связи книга В.Шагиляна — весьма ценный источник, охватывающий народоведческие материалы деревни Сагиян Шамахинского района исторического Агванка и частично восполняющий этот пробел.
Трудно характеризовать сборник «Шамахи: Сагиян и сагиянцы» одним словом. Книга состоит из 12 глав, имеет предисловие, эпилог, генеалогическое древо, 27 фотографий. В ней приводятся сведения об основании села, происхождении коренных и сравнительно новых, пришлых родов, их названий, фамилий, прозвищ, а также связанные с ними фольклорные и реалистические истории.
Учитель по специальности, В.Шагилян отдельно представляет историю школы, основанной еще М.Маштоцем в 412 г., а также новой, созданной в 1868 г. и действовавшей до 1988 г. Весьма интересна и ценна его информация о Мехлу Вардапете, с болью пишет он о национальных святынях, оставленных в «плену» и мало изученных армянскими учеными.
С ОСОБОЙ ЛЮБОВЬЮ И НЕЖНОСТЬЮ АВТОР РАССКАЗЫВАЕТ О РОДНОМ СЕЛЕ, окружающей его природе, приводит названия пастбищ и земельных пахотных участках, лесов, гор, развалин крепостей, имеющих армянское происхождение. Здесь же В.Шагилян рассказывает о том, как бакинские тюрки систематически, завуалированно или открыто проводили антиармянскую политику, присоединяя земли — собственность армянских сел — к азербайджанским. Автор приводит факты, подтверждающие тюркизацию армянских сел не только таким способом, но и путем замены руководителей-армян азербайджанцами — в Шамахинском районе исключение в этом смысле составляла только крупная деревня Мадраса.
Начинается сборник рассказом об исходе сагиянцев из села в ноябре 1988 г. В этой связи уместны слова известного общественного деятеля Г. Тер-Ованисяна, написанные в 1920 г. по поводу погромов армян турками в 1918 г.: «Армянские деревни дали татарам более дорогое, более крупное, многомиллионное наследие — свои дома, свои сады, свои источники, все движимое и недвижимое имущество, отдали недостойным наследникам, а сами, насильственно изгнанные, удалились с пустыми руками».
История повторяется…
Асмик ГАЛСТЯН
Голос АРМЕНИИ