Вчера Дмитрий Медведев в Светлогорске (Калининградская область) ввел в «боевой состав» новую радиолокационную станцию (РЛС) «Воронеж-ДМ». А после на совещании с руководством вооруженных сил он прямо объяснил, что досрочное открытие им станции является ответом на разворачивание системы ПРО в Европе, и пригрозил, что ответом на дальнейшие действия может стать разворачивание «других сил противодействия, включая ударные группировки».
Новая радиолокационная станция «Воронеж-ДМ», которую вчера открыл президент, способна обнаруживать все, что летит на страну или пролетает мимо (до 500 объектов) в радиусе до 6 тыс. км. Она способна обнаруживать баллистические, космические и аэродинамические объекты, в том числе баллистические и крылатые ракеты, запускаемые как с суши, так и из океана. Вчера в ожидании приезда господина Медведева представители Министерства обороны, разъясняя параметры РЛС, предпочитали употреблять слова «существенно», «значительно» или «достаточно». Однако они не скрывали, что эта РЛС является результатом «модернизационных усилий» Минобороны. Так, по их словам, она «существенно» дешевле (по данным источников «Ъ», близких к штабу космических войск, ее стоимость не превысила 1,5 млрд руб.) и эффективнее действующих старых станций типа «Днепр» и «Дарьял». Так, по сравнению с ними время развертывания «Воронеж-ДМ» снижено с пяти-девяти лет до полутора-двух лет, а объем необходимой аппаратуры уменьшен во много раз (новая РЛС состоит всего из 23 единиц технической аппаратуры, а предшествующая ей старая станция состояла из 4070 единиц). В стране уже установлена одна подобная станция — «Воронеж-М» в Лехтуси (Ленинградская область) и одна аналогичная («Воронеж-ДМ») в районе Армавира (Краснодарский край). Новая РЛС в Светлогорске является самой ближней к Европе и Атлантике и призвана контролировать западное направление, которое после вывода из строя украинских РЛС в Севастополе и Мукачево оставалось неприкрытым.
Открывая совещание с руководством Минобороны (в котором участвовал не только министр обороны Анатолий Сердюков, но и командующий войсками воздушно-космической обороны Олег Остапенко), Дмитрий Медведев сделал новое заявление. Уже с первых слов стало понятно, что это будет именно заявление, потому что Дмитрий Медведев выразился не по-военному — «станция введена в боевой состав или в режим «Боевая работа»». Президент сказал: «Только что мы стали свидетелями постановки на боевое дежурство».
Говоря про функции РЛС, он пояснил, что она обеспечивает защиту в «наиболее ракетоопасном направлении», сделав ударение именно на слове «ракетоопасное». Впоследствии господин Медведев перешел к разъяснениям, которые фактически стали продолжением его заявления по поводу развертывания системы ПРО в Европе.
— Я рассчитываю, что данный шаг (ввод станции в «боевой режим».— «Ъ») будет воспринят нашими западными партнерами как первый сигнал готовности нашей страны к адекватному ответу на те угрозы, которые несет в себе система противоракетной обороны нашим стратегическим ядерным силам.
Господин Медведев подчеркнул, что «нас более не могут удовлетворить обычные заявления о том, что создаваемая система поэтапного и адаптивного перехода к европейской противоракетной обороне не направлена против России». «Эти устные заявления, к сожалению, не гарантируют защиты наших интересов. Если будут сделаны другие шаги, то, естественно, мы к ним готовы прислушаться,— продолжал президент.— Но в любом случае устных заявлений мало. Поэтому, когда нам говорят, что это не против вас, мне хотелось бы сегодня сказать следующее: «Уважаемые друзья, та радиолокационная станция, которая сегодня начала работу, это тоже не против вас, но это для вас и для решения тех задач, которые мы перед собой ставим»».
Господин Медведев сделал акцент на том, что «если наш сигнал не будет услышан, то, как я и сказал 23 ноября, мы будем разворачивать другие средства защиты, включая принятие жестких мер противодействия и разворачивания ударной группировки».
Источник «Ъ» в Кремле не исключил, что переговоры по проблеме ПРО с представителями западных стран и НАТО будут продолжены до конца года. Этот вопрос, по словам собеседника, будет затрагиваться и на саммите Россия—ЕС в Брюсселе, в котором Дмитрий Медведев примет участие 14-15 декабря.
Олег Остапенко, заверил журналистов, что в случае появления реальных угроз стране войска ВКО готовы принимать ответные меры. По его словам, при необходимости Калининградская РЛС может выйти на полную мощность раньше 2014 года.
Судя по тому, что президент вчера перевел ее в режим «Боевая работа», необходимость в «полной мощности» наступила уже сейчас.
kommersant