Азербайджан из пропагандистских побуждений перестал думать о своем собственном будущем
В интервью Tert.am член комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин затронул тему компромиссов для решения карабахского вопроса, которым препятствует агрессивная позиция официального Баку. Что касается азербайджанского лобби, то, по мнению депутата, любые попытки повлиять с его помощью на Россию обречены на неудачу.
— 22 июня после беседы с Сергеем Лавровым, теперь уже бывший председатель ОБСЕ Марк де Бришамбо заявил о том, что Армения и Азербайджан как никогда близки к разрешению карабахского конфликта. Чем, по-Вашему, могли быть сформированы такие ожидания?
— Когда человек, не присутствовавший на встрече, трактует слова, сказанные одним из ее участников, то ли в продолжение и по результатам разговора, то ли на основе собственных наблюдений, всегда есть риск испорченного телефона. Я думаю, накануне Казанской встречи выражался излишний оптимизм по поводу ее возможных результатов. Может быть этот оптимизм был составной частью плана – с тем, чтобы обратить внимание договаривающихся сторон на то, что недоговоренность может породить – и породила – разочарование, и уговорить их хоть в какой-то части сдвинуть свои позиции. Во всяком случае, чрезмерный оптимизм носил конъюнктурный характер. Не хотел бы говорить о том, чего не знаю, но для меня очевидно, что кроме желания, которое у посредников безусловно присутствует, должно быть ощущение реальности. Может быть, на каком-то этапе кто-то из посредников предпочел ирреальную картину реальной. В любом случае это говорит о том, что посредники недостаточно глубоко вникли в сегоднящнюю позицию и мотивы сторон.
— В своем недавнем комментарии «Армгументам и фактам» Вы отметили, что Россия как посредник не имеет права вставать на чью-либо сторону, но имеет преимущественные права перед Арменией как партнер по ОДКБ. Можно ли считать ОДКБ фактором в разрешении конфликта, если до сих пор нет четкой позиции о том, распространяются ли эти обязательства и на территорию Нагорного Карабаха?
— Здесь скорее подойдет слово «полномочия». Если же говорить по существу, то я убежден – хотя это моя личная точка зрения и она может не совпадать с официальной – что Россия, безусловно, имеет институционально другой уровень отношений с Арменией. При этом Россия стремится не ухудшить отношения и с Азербайджаном. Но исторически, военно-политически, по-моему, у Армении больше оснований претендовать на традиционные взаимоотношения с Россией. Армянский народ был тем, кто приглашал Россию на Кавказ. Армяне в течение многих сотен лет сотрудничали с Российской империей. Учитывая не только историю, но и сегодняшние реалии, с точки зрения архитектуры взаимоотношеий Армения имеет гораздо более серьезные договоренности, нежели те, что имеются у России с Азербайджаном. Армения входит не только в ОДКБ, но и является наблюдателем в ЕврАзЭС. Нам ясно, что отталкивая Азербайджан, мы сослужим плохую службу российско-армянским отношениям, не говоря уже о российско-азербайджанских. Поэтому, строя отношения, мы имеем возможность сгладить неизбежные конфликты, вызванные фактом сотрудничества с Азербайджаном.
Что же касается распространения действий ОДКБ на Карабах, то военно-политический союз – тонкая материя. Безусловно, раз НКР официально не признан никем, в том числе Арменией, он не входит в зону ответственности ОДКБ, но конфликт между Азербайджаном и НКР легко может перерасти в азербайджанско-армянский. С этого момента это будет прямо касаться наших обязательств. Конечно, существуют примеры, когда между участниками одного и того же блока возникали споры, в которые блок не вмешивался. Например, конфликт на Кипре, при котором шла речь о вторжении турецких войск после неудачной попытки энозиса Кипра Грецией. Конфликт был локализован в пределах Кипра, теперь ожидается большое желание локализовать аналогичный процесс и в пределах НКР. Если этого не произойдет, возникает крайне неприятная ситуация, когла страны ОДКБ обязаны будут выступить в поддержку или, по крайней мере, выказать меры поддержки в случае угрозы. Пусть не возникнет впечатления, что я кого-то запугиваю или считаю это реальным. Я это реальным не считаю, ну а Азербайджан из пропагандистских побуждений перестал думать о своем собственном будущем.
— В недавнем интервью «Эхо Москвы» глава МИД Франции Ален Жюппе заявил о том, что для достижения соглашения по Карабаху сторонам могут быть сделаны дополнительные предложения. О чем, по-Вашему, может идти речь?
— Я в свое время высказывал такую мысль: если бы страны-посредники были абсолютно свободны от желания пиариться, если бы действовали монолитно, то не исключаю вариант, что они были бы как никогда близки к разрешению конфликта. Мне кажется, в переговорах есть и тот изъян, что НКР с определенного момента утратила статус переговорной стороны. Это произошло по внутриармянским причинам, но последствия этого ощущаются. При ином сценарии роль международного сообщества сводилась бы к предложению вернуть районы, занятые Армией НКР за пределами бывшей НКАО, в обмен на фактическое признание независимости НКР. Ясно, что любой референдум о самоопределении даст однозначный ответ, следовательно Карабах для Азербайджана — отрезанный ломоть. Они могут забрать районы, которые расположены вокруг Нагорного Карабаха и которые, если говорить прямо, являются разменной монетой в урегулировании. Вернуть районы, признать независимость НКР, достичь консенсуса — и последующее развитие может оказаться динамичным. Но в прошлом году я несколько раз говорил, что азербайджанская сторона потеряла здравомыслие и скатилась в истеричный тон: меня и других депутатов после посещения Нагорного Карабаха объявили персонами нон грата, хотя абсолютно понятно, что я не могу попасть туда другим образом, кроме как через территорию Армении. К этому надо относиться спокойно, Азербайджан же устраивает из этого бесконечные истерики. Армянский народ никогда – ни при прошлой, ни при нынешней, ни при будущей власти не согласится отказаться от идеи Нагорного Карабаха. Чтобы это случилось, нужно истребить всех армян в Карабахе до единого. Но сейчас никто не даст этому совершиться – теперь не 1915 год.
— Ожидаете ли Вы изменения в посреднической политике России по результатам Казанской встречи?
— Мы вступаем в цикл выборов, и хотя вопрос Карабаха, будем говорить честно, не находится в центре внимания российского общества, но осложнения тут никому не нужны, если даже вопрос о происходящем в Ливии толкает на внутри- и внешнеполитические решения. У нас, конечно, есть и во властных кругах люди, которые с большим сочувствием относятся к Азербайджану. Я не хочу злословить, но лоббисты Азербайджана, безусловно, существуют. Они служат плохую службу и России, добиваясь от нее невозможного: никогда еще достоинство великой державы не поддавалось на выполнение требований подобного характера. Поэтому, несмотря на все усилия, Россия, безусловно, будет выдерживать попытки давления азербайджанского лобби.
Не исключаю и подогрева конъюнктурных интересов – порой тому или иному министру или деятелю хочется лично стяжать лавры, заслужить Нобелевские премии. Очень быстро люди удостоверяются, что это не так легко сделать. А сейчас к тому же не самый благоприятный момент для развития глубоких сценариев – у нас возрождается внутриполитическая борьба, в том числе между Медведевым и Путиным. Возможно, в последние годы во внешней политике присутствовало желание достичь всего как можно быстрее. Так или иначе, даже в этом случае нужно отметить, что желание это диктовалось добрыми намерениями.
— Учитывая предстоящие в России в 2012 г. президентские выборы, возможна ли, по-Вашему, еще одна трехсторонняя встреча лидеров России, Армении и Азербайджана в нынешнем составе?
— Не исключаю, хотя есть опеределенные сомнения, связанные с внутриполитической повесткой дня.
http://www.tert.am/ru/news/2011/07/08/zatulin/
Беседовал Арам Гарегинян