Полковник, который слишком много знал
Мы никогда уже не узнаем, играли ли страны НАТО – которые всего несколько лет назад приветствовали полковника Муамара Каддафи, возвращавшегося обратно в орбиту международного сообщества в обмен на его отказ от программы разработки химического и ядерного оружия и разрешение американским и британским экспертам прибыть в Ливию и оказывать помощь в уничтожении этого арсенала – какую-либо роль в том, что, по сообщениям с места событий, стало быстрой казнью ливийского диктатора. Что видеозаписи доказывают, так это то, что ливийские революционные силы не обнаружили его уже мертвым или убитым в результате авиаудара НАТО; также не выдерживает никакой критики первоначальное заявление о том, что он якобы был убит в «перестрелке» между силами повстанцев и сторонниками режима.
НАТО признает, что его самолеты бомбили конвой, в котором Каддафи пытался бежать из города Сирт незадолго до того, как его захватили на земле повстанцы, но альянс отрицает, что он знал, что Каддафи был там. Если это правда, и французы, британцы и американцы не пытались в этот раз собственноручно уничтожить Каддафи, тогда им определенно действительно очень повезло.
Говоря по-простому, Каддафи слишком много знал. Если бы его взяли живым, он бы почти наверняка был передан Международному уголовному суду (МУС), который еще в июне предъявил обвинение и ему, и его сыну Сейфу аль-Исламу, и сводному брату и главе военной разведки Абдулле Сенусси (Abdullah Senussi) (местонахождение неизвестно) в преступлениях против человечности. Вообразите себе шум и сумятицу, которые бы он произвел в Гааге. Там, вместе с определенными фантазиями и ложными обвинениями, он бы почти наверняка рассказал о том, насколько близкими были его отношения с французским президентом Николя Саркози и британским премьер-министром Тони Блэром, о подробностях сотрудничества его правительства с западными разведывательными агентствами в области борьбы с терроризмом, с Европейским Союзом в вопросе ограничения миграции с ливийских берегов, и в области предоставления крупных контрактов большим западным нефтяным и строительным компаниям.
Ему было бы, что рассказать, так как сотрудничество было крупномасштабным. В войне против джихадистов – войне, о которой Каддафи регулярно говорил, что он привержен ей не менее, чем Вашингтон, Париж или Лондон – связи между ливийской разведкой и ЦРУ были особенно сильны, как показывают секретные документы, обнаруженные исследователями из Human Rights Watch. А британские коллеги ЦРУ из МИ-6 были еще теснее связаны с семьей Каддафи. Как сообщала в начале сентября британская газета Guardian, сэр Марк Аллен (Mark Allen), тогдашний директор подразделения МИ-6 по борьбе с терроризмом, был ключевой фигурой со стороны Запада на тайных переговорах, на которых обсуждался вопрос о том, как убедить Каддафи отказаться от его программы в области оружия массового уничтожения. В статье в Guardian также рассказывалось о том, что, когда у Аллена не получилось стать директором МИ-6 в 2004 году, он ушел в частный сектор, став главным советником в консалтинговой фирме Monitor Group, которой Каддафи платил хорошие деньги за создание его позитивного имиджа в мире, и которая также помогла Сейфу аль-Исламу, сыну Каддафи (который считался первоначальным посланником своего отца в отношениях с МИ-6), в его исследованиях, проводимых с целью получения докторской степени в Лондонской школе экономики. Аллен был также советником ВР, помогая нефтяному гиганту добиваться крупных контрактов в Ливии во время господства режима Каддафи.
Думать, что Аллен был единственным высокопоставленным представителем Запада, который установил столь тесные связи с ливийским диктатором и его семьей – смехотворно. Напротив, и британское, и французское правительства вскоре стали наперегонки друг с другом выслуживаться перед новым «уважаемым» Каддафи. Британская газета Daily Mail опубликовала копию письма, в котором Тони Блэр, который тогда был премьер-министром, писал Сейфу аль-Исламу Каддафи о том, чтобы помочь ему в его исследованиях на докторскую степень Лондонской школы экономики. И во время премьерства Тони Блэра, и в то время, когда этот пост занимал его преемник Гордон Браун, Британия агрессивно занималась продажей оружия и военного оборудования, включая военные корабли, ливийскому режиму, и направляла представителей Особых Военно-воздушных сил (SAS, аналог американских Delta Force) для оказания помощи силам Каддафи в разработке тактики борьбы с терроризмом. Саркози, чтобы его не обошли, к ужасу даже членов своего собственного кабинета, пригласил Каддафи в Париж в декабре 2007 года, предложив ему совершить официальный государственный визит, результатом которого стали контракты на многие миллиарды долларов для французских компаний в Ливии.
Разумеется, когда началось ливийское восстание, именно Саркози был движущей силой, стоящей за интервенцией НАТО, которая – хотя и проводилась якобы в соответствии с мандатом Совета Безопасности ООН по защите граждан Ливии от Каддафи и его сил согласно новой доктрине об «ответственности защищать» («ОЗ» — Responsibility to Protect – R2P) – вскоре вышла далеко за рамки своего мандата. Вмешательство в Ливии, как вскоре выяснилось, основывалось на предпосылке о том, что, по крайней мере в случае с Ливией, «ответственность защищать» и смена режима могут являться, по сути, одним и тем же. Более того, с самого начала военно-воздушной кампании самолеты НАТО неоднократно выбирали в качестве цели своих ударов самого Каддафи, его сыновей и их семьи. Еще в мае генерал Дэвид Ричардс, глава британского штаба обороны (который является эквивалентом нашего объединенного комитета начальников штабов) заявил газете Daily Telegraph, что хотя НАТО и не нацеливает свои удары напрямую против Каддафи, «если так случится, что он будет в командном или контрольном центре, который подвергнется удару НАТО, и если его там убьют, это будет по правилам».
Многие внешние наблюдатели были убеждены даже в то время, что НАТО фактически отчаянно пыталась убить Каддафи, так как было ясно к тому времени – особенно в тот период, когда успех был попеременно то на стороне сил Каддафи, то на стороне повстанцев – что он не сдаст власть, какие бы предложения в обмен на это ему не делались. Их подозрения нашли свое подтверждение тогда, когда член комитета по вооруженным силам американского сената, конгрессмен Майк Тернер, республиканец от штата Огайо, рассказал о том, что, как сказал ему адмирал США Сэмюэл Локлеар, командующий объединенным операционным командованием НАТО в итальянском Неаполе, силы НАТО фактически активно гоняются за Каддафи.
Гибель Каддафи в результате такого удара стала бы аккуратным завершением работы как для Запада, так и для ливийского восстания, многие из лидеров которого, и это необходимо помнить, долго и преданно служили Каддафи, наслаждаясь выгодами от этого служения большую часть своей карьеры. Каддафи определенно знал достаточно об их грехах, чтобы сделать перспективу рассказа об этом на слушаниях в Международном уголовном суде поводом для беспокойства. Его гибель, которая, как кажется, произошла в итоге от рук ливийцев, а не НАТО, придает еще более аккуратное завершение всей кампании.
Каддафи мертв, в короне арабской весны появляется еще один брильянт, а доктрина гуманитарного военного вмешательства, репутация которой ощутимо ослабела в последнее время, кажется, заново расцвела. Арабские массы жаждут демократии, западные державы используют свою силу в поддержку этой морально безукоризненной цели – что может быть поучительнее?
И поэтому с тех самых пор, как стало ясно, что период правления Каддафи закончился, важные люди не отказывали себе в удовольствии устроить оргию самовосхваления. Живой Каддафи был бы призраком на этом банкете, грозя в любой момент испортить веселье. Мертвый, он не представляет такой угрозы. Маловероятно, чтобы даже самое тщательное расследование обстоятельств его гибели, к проведению которого призвала Нэви Пиллэй, верховный комиссар ООН по правам человека, а также Amnesty International и Human Rights Watch, нарушило это фундаментальное уравнение. И даже если Каддафи не был прицельно застрелен, а, как продолжает настаивать Омран аль-Овейб (Omran al-Oweib), инженер-электрик, ставший предводителем повстанцев, командовавший силами, которые наконец поймали Каддафи в тоннеле на окраине Сирта, был убит в перестрелке, такие лидеры как Саркози, Блэр, Браун, да и госдепартамент Буша, должно быть, крепче спали эти несколько последних ночей. А вот заслуживают ли они этого – это уже совсем другой вопрос.