9 Мая — освобождение Шуши: Победа Креста
9 мая 1945 года фашистская Германия подписала акт о капитуляции. Война, которую в одном случае называют Второй мировой, в другом — Великой Отечественной, была окончена. День 9 мая был объявлен Днем Победы. В этот же день Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I начал свою молитву со слов: «Слава и благодарение Богу! Мир на земле Российской. . . мир на землях многих. . . Бог посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников, и мы видим их теперь несущими грозное возмездие за свои злодеяния». Православная Русь устами своего духовного пастыря благодарно взывала к Богу «за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру».
9 мая 1992 года благодарение Богу вознес духовный пастырь Карабаха Паргев Мартиросян. В этот день волею народа Карабаха и с Божьей помощью армянский город Шуши был освобожден.
Глава Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Паргев Мартиросян:
— Майские победы стали для нас переломным моментом не только в военном аспекте, но и в психологическом. Это был коренной перелом не только для нас, но и для Азербайджана: мы воодушевились, они упали духом. Естественно, на все было Божье благословение, но определяющим был и человеческий фактор.
Шушинская военная операция была перенесена на 7 мая, до дня Явления Креста Господня, и это не было случайностью. Душевный заряд почувствовали и участники военной операции.
Все носили крест. У кого не было креста, те рисовали его на рукаве или на спине обмундирования. Даже на танках и бронемашинах были кресты. Казалось, кто-то выше направлял нас, и мы с минимальными потерями вошли в Шуши…
Символично, что Господь Бог благосклонно отнесся к нашему поколению, дав возможность вкусить радость Победы. Каждый из нас с детства знаком с нашей историей: погромы, резня, жертвы. И вдруг справедливость торжествует. Это исполнение самой сокровенной части моей мечты…
И Сбылось видение Господне…
В июле 1985 года два верующих брата отправились из Еревана в Арцах. Вообще род их был из Арцаха, но родились они в Ереване. И вот, выдержав 7-дневный пост, в Гандзасарском монастыре вознесли они молитву Господу и просили его: скажи нам, Боже, что ждет в будущем Родину нашу и Арцах особенно, ведь церкви закрыты, да и верующих осталось немного?
И в ответ на их молитву Бог даровал им видение. Вначале братья увидели Арцах весь в мрачных красках, а его народ — в темных одеждах и печали. Но вдруг в сияющем блеске с небес спускается Богородица и правой рукой указывает на различные населенные пункты, куда падают капли крови. Затем в видении является Гандзасар, который начинает сверкать с такой силой, что подобно солнцу освещает всю страну Арцах. И на каждом холме — крест, в свою очередь освещающий все ближайшее пространство. А в конце видения вновь появился народ арцахский, и весь он в белых одеяниях, и славит Господа. И над ним по всему небу над землей Арцаха начертано «Айастан-Вера».
Братья вернулись в Ереван и рассказали о своем видении дьякону Гургену, который в то время служил в Эчмиадзине. Он толковал им, что вначале в Арцахе прольется кровь, потом будет вновь открыт Гандзасар и от него благословение Божие распространится по всему Арцаху. Возродится вера, и Арцах будет присоединен к Армении или станет одной из ее частей. Истолковав видение с радостью, дьякон Гурген сказал, что, возможно, все это сбудется через несколько десятилетий. Кто в те дни мог представить, что спустя 3 года начнется Карабахское движение?! Услышав толкование дьякона Гургена, младший из братьев, улыбаясь, словно видение еще продолжалось, сказал ему: «И ты станешь главой Арцахской епархии». «Когда через двадцать-тридцать лет я стану епископом, то, может, стану и главой Арцахской епархии», — ответил дьякон.
Но Господь по-своему распорядился сроками и спустя всего 3 месяца дьякона рукоположили в иеромонахи. А еще через 3 года — в епископы. Карабахское движение уже началось. Тогда Гурген, который получил имя Паргев и уже был епископом, понял, что видение исполнится очень скоро, а не спустя десятилетия: и война будет, и кровь прольется, и Арцах победит в этой войне, и присоединится к Армении. Так и свершилось согласно видению Божьему. Епископ Паргев был поставлен главой Арцахской епархии.
http://www.hayadat.ru/havatq/view_voini.php?id=1
Пусть Святая Богородица станет заступницей Арцаха…
В 1988 году шесть священнослужителей были рукоположены в Эчмиадзинском соборе в епископы: трое — для Иерусалима, один — для России, один — для Сюникской епархии, а владыка Паргев — для Арцаха. Каждому из них Католикос Вазген вручил панагию — с изображением Иисуса или Богородицы.
Когда очередь дошла до владыки Паргева, остались лишь две панагии. Католикос Вазген предложил владыке выбрать свою. На одной из панагий был изображен Иисус, на другой — Богородица с младенцем Иисусом на руках. И, вероятно, оттого, что в советские времена в Арцахе не действовала ни одна церковь и Арцах особенно нуждался в небесной материнской заботе, епископ мысленно выбрал вторую панагию, на которой был лик Богородицы. Богородица станет заступницей Арцаха — подумал он про себя. Однако оставив выбор за Богом и Католикосом, ответил:
— Ваше Святейшество, дайте по собственному выбору.
Католикос на мгновение задумался, взглянул внимательно на панагии и, вручив владыке Паргеву ту, на которой была изображена Богородица с младенцем, громко пожелал:
— Пусть Богородица станет заступницей Арцаха. — И увидев радостную улыбку владыки, поинтересовался, почему он улыбается?
— Ваше Святейшество, — признался епископ, — именно эту панагию я хотел получить и именно этих слов ждал от Вас.
— Тем лучше, — улыбнулся Католикос.
Удивительно было то, что, когда через несколько месяцев епископ приехал из Арцаха в Святой Эчмиадзин и вошел в собор, в правом «своем» углу, где он обычно зажигает свечу и молится, вдруг заметил, что изображения Богородицы на стене храма и на его панагии одинаковы, словно Богородица говорила ему: не думай, что это случайность, сын мой, Бог тебя заранее готовил к пастырской деятельности в Арцахе.
http://www.hayadat.ru/havatq/view_voini.php?id=2
Чудесный свет в ночь на Рождество…
Это чудо Господне случилось во время службы в ночь на Святое Рождество 1990 года. Была первая праздничная рождественская служба в первой вновь открытой в Арцахе церкви — Гандзасаре. Небо было покрыто темными тучами, но до этого ни разу не выпадал снег.
Глава Арцахской епархии просил:
— Господи, на Новый год народ не увидел снега, пусть хотя бы в Рождество начнется в Арцахе снежная зима.
Это была восхитительная служба. И хор, и священнослужители исполняли ее с огромной радостью, что, конечно, понятно — в историческом Гандзасаре спустя десятилетия впервые происходило Рождественское богослужение.
В храме горели всего две лампы, однако внутренний полумрак в глазах владыки начал постепенно рассеиваться, он уже видел малейшие трещинки в стенах на большом расстоянии, что невозможно было бы даже при самом ярком дневном свете. А когда стали читать Святое Евангелие, удивительное произошло с владыкой Паргевом. Он увидел, как церковь наполняется светом, становится лучезарной. Во время пения «Сурб-сурб» свет еще более усилился, и церковь заполнилась чудесными красками. Дети, певшие в церковном хоре, радостно смотрели на владыку и улыбались. «Интересно, видят ли они то же, что и я? — думал он. — Наверняка все видят сияющий свет в храме и эти чудесные краски».
Великолепная, незабываемая служба закончилась. И когда все выходили из церкви, им показалось, что они попали в сказочный мир. С небес падал снег, и каждая снежинка, казалось, была величиной с яблоко. Снег шел более 2 часов и покрыл землю на 30-40 сантиметров. Это был истинно рождественский снегопад. Такими чудесами ознаменовалась первая Рождественская служба в нашем историческом Гандзасаре.
А позже, когда все начали обсуждать увиденные чудеса, выяснилось, что участники хора стали свидетелями другого чуда. Владыка, как мы сказали, думал, что не только он, но и все остальные видели сверкающий свет в церкви. Однако Гоар Манукян, певшая в ту ночь в хоре, свидетельствовала, что видела другое — яркий свет сошел только на владыку Паргева, когда он стоял между отцом Вртанесом и отцом Мкртичем, и освещал его со спины на протяжении всей многочасовой службы.
Господи, дай нам 20-25 минут…
Январь 1992 года. 179 азербайджанских солдат спустились из Шуши в Карин Так. Они пытались захватить село.
В этом маленьком героическом селе было 27 армянских бойцов. И когда армяне увидели спускающихся к селу азербайджанцев, число которых многократно превышало их силы, то, как свидетельствует один из каринтакских бойцов, они взмолились: Господи Боже, дай нам 20-25 минут, чтобы мы смогли вывести из села стариков и детей и со спокойной совестью сражаться и, если надо, погибнуть.
Просьба армянских бойцов была услышана Богом, ибо внезапно появилось большое белое облако между армянами и азербайджанцами. 20-25 минут спустя, когда село покинул последний житель, облако исчезло так же неожиданно, как и появилось. И началась битва. Бог сражался на стороне наших героев: 79 азеров погибли в бою, 40 были ранены, остальные в ужасе бежали. Погибли и 7 наших бойцов. Победа была несомненной, поистине Божественной, ибо благословенна любовь Господа к принявшим Его, которых Он никогда не оставляет без помощи. Источник