Неизвестный солдат, ты кто по национальности?
В последние годы памятники солдатам Великой Отечественной войны подвергаются издевательским процедурам: где-то – сносятся, где-то – реставрируются с целью «редактуры» памятных надписей. Великую Победу начинают делить по национальностям: сносят памятники Героям, имеющим неугодную этническую принадлежность, переименовывают дивизии…
Сколько человек живет – столько он и ест. Говорят даже, что потому и живет, что ест.
Иное дело – народы и государства: они существуютеще и потому, что у них есть история – неиссякаемая живительная пища из наследия и заслуг предков. Можно долго говорить о том, как мы относимся к прошлому – от цинизма и нигилизма до пиетета.
Но все же радовало, что в оценке Победы в самой страшной из войн мы не отличались особенной «оригинальностью», утверждая хоть в этом свою сопричастность к общей для нас ценности. Но, видно, этот стальной опорный нерв не всегда выдерживает испытания фальшью и подлогами.
Фонтан на могилах
У ослабевшей страны-победительницы историю не только переписывают. Ее разрезают, как «Бронзового солдата» в 2007-м в Таллинне, и выбрасывают на окраину города вместе с останками освободителей. В это же время в подмосковной Апрелевке либералы нового пошиба сносят памятник украинскому летчику, защищавшему Москву, ради… расширения Киевского шоссе. А для расширения Ленинградского – раскопали могилу сразу шести Героев Советского Союза в Химках.
Болгария была освобождена не только от коричневого нацизма, но и от 500-летнего османского ига ценой жизней миллионов русских и советских солдат. Теперь, чтобы поставить точку в неоднократных попытках властей снести воспетый памятник «Болгария – русскому солдату Алеше» Верховный суд принимает решение: монумент павшим советским воинам считать … «памятником Второй мировой войны, и потому он не может быть разрушен».
То есть, если «Алеша» – памятник русскому солдату, то разрушить его можно, а если – памятник Второй мировой войны, то нельзя! Историческая ценность оказалась дороже памяти солдат, павших за Болгарию.
Кому-то не понравилось, что из 26 бакинских комиссаров 24 оказались «неправильной» национальности и потому вместо вечного огня в их память в 2009 году в жарком Баку разбили прохладный парк с фонтаном. Сейчас уже и не вспоминают, что в ходе раскопок было обнаружено не 26, а лишь 23 гроба. Кроме бюстов Героев Советского Союза – выпускников Бакинского высшего военного общевойскового командного училища – были разрушены памятники маршалу Советского Союза Баграмяну, летчику – дважды Герою СССР Степаняну, снесены памятник Неизвестному солдату, надгробия советских солдат, умерших в госпиталях республики, двухвековое кладбище казаков на острове Сары…
Проигравший войну Саакашвили мстит Москве – взрывает в 2009 году Мемориал воинской славы в Кутаиси. В ходе поспешной ликвидации вместе с памятником погибла 8-летняя девочка и ее мать.
В следующем году в столице Узбекистана Ислам Каримов открывает монумент в честь узбекских Вооруженных сил на месте демонтированного годом ранее памятника советскому солдату. 7 января 2011 года шесть бульдозеров за несколько часов уничтожили памятник единственному генералу Отечественной войны из Узбекистана Сабиру Рахимову: окончательно было доказано, что он – казах!
Уничтожать память можно, как ни странно, и возводя памятники. Например, так, как это частично уже сделали, а за день до Дня Победы собираются доделать в братской Украине – в городах Севастополь и Николаев. В обоих случаях памятники реставрировали, строили, но, как оказалось на деле, с одной целью и условием: на могильных плитах должны быть «отредактированы неправильные» надписи.
Редакторы — корректоры
7 мая 2013 года в Севастополе откроют Памятник воинам 77-й Симферопольской Краснознаменной Ордена Суворова имени Серго Орджоникидзе стрелковой дивизии. А 8 мая в Николаеве состоится открытие памятника бойцам 416-ой Краснознаменной стрелковой дивизии. Надписи на обоих памятниках грубо искажают историю.
Исправленная «редакторами» на памятнике у Сапун-горы в Севастополе надпись начинается со слов «Бесстрашным сынам и дочерям Азербайджана…». В ней также указано, что 77-я «азербайджанская дивизия» сформирована в 1920 г. и участвовала в боях за освобождение Севастополя.
Но дело в том, что, на самом деле, существовали две дивизии с порядковым номером 77. Первая комплектовалась из выходцев со всей страны в Баку в 1920 году и до 1940 года носила название «азербайджанская». Приказом НКО № 0150 от 16 июля 1940 года из наименования дивизии официально было исключено слово «азербайджанская», а 3 октября 1942 она вообще была расформирована. А остатки этой дивизии были использованы для доукомплектования сформированной в Украине 216-ой стрелковой дивизии.
Дивизия второго формирования с тем же порядковым номером 77 была создана в октябре 1942 года уже в Дагестане. Поэтому не «азербайджанская» дивизия от 1920 года, а сформированная в Дагестане 77-ая дивизия второго формирования, в которой также воевали представители различных национальностей всего Советского Союза, участвовала в боях за Крым.
На другом памятнике, воздвигнутом в городе Николаев в память о бойцах 416-ой Краснознаменной дивизии, сама дивизия (через 70 лет!) «подправлена» и также преподнесена как «азербайджанская». Хотя она никогда не носила этого наименования, в ее рядах были воины со всего Советского Союза, в чем легко убедиться, просмотрев списки Героев – солдат и офицеров 416-ой дивизии. В составе 416-ой дивизии воевал и сформированный в Дагестане кавалерийский эскадрон Кара Караева, постоянно пополнявшийся дагестанцами.
Среди шести Героев Советского Союза из 77-ой Симферопольской дивизии есть русские, украинцы, армянин и ныне здравствующий житель Дагестана – кумык Абдурахман Абдулаев – один из воздвигнувших флаг Победы над Рейхстагом, правда, уже воюя в составе другой дивизии.
Среди них нет ни одного Героя – этнического азербайджанца. Они есть в составе других подразделений – в числе 19 Героев, призванных из Азербайджана. Но политический момент требует, чтобы они были именно в названной дивизии. Поэтому «корректоры» вообще поменяли местами имя и фамилию дагестанского героя штурма Сапун-горы, выставив его представителем нужной национальности.
Существительное – ничто, прилагательное – всё
В Баку продолжают настаивать именно на этническом происхождении обеих дивизий, игнорируя наличие в них бойцов из других регионов СССР. В 1972 году в стране была выпущена медаль в честь тридцатилетия 77-ой Симферопольской дивизии, на которой нет слова «азербайджанский». Но зато в 1990 году в Баку отчеканили медаль, с надписью «77-ой Азербайджанской Симферопольской дивизии – 70 лет». За 12 лет до того, как будет издана медаль… к 60-летию той же дивизии!
Между тем, в Дагестане хорошо известны воспоминания матери нынешнего президента Азербайджана Зарифы Алиевой (дочери первого секретаря Дагобкома компартии Азиза Алиева) о героизме воевавших в составе 416-ой Таганрогской дивизии дагестанских кавалеристов.
Таганрогская дивизия, формировавшаяся в Азербайджане, изначально вобрала в себя представителей многих национальностей, а затем и многих регионов СССР. Так, полный кавалер Ордена Славы Безродный Сергей Тимофеевич был призван на фронт из села Новомутин Сумской области Украины. Воевавший в 416-ой Таганрогской дивизии Герой Советского Союза Попов Александр Сергеевич был призван на фронт из деревни Васильевская Вологодской губернии, ныне – Архангельская область России.
Герой Советского Союза Мельник Василий Максимович – из города Александровск Пермской области, Герой Советского Союза Сенатосенко Григорий Прокофьевич – из села Боевое Донецкой области, Герой Советского Союза Дергачев Дмитрий Андронович – из села Богородское Московской области, Герой Советского Союза Тяпушкин Алексей Александрович – из села Федяево Вологодской области…
В наградном листе будущего народного артиста Российской Федерации, младшего сержанта из Одессы Винника Павла Борисовича указано полное название дивизии: 416-ая стрелковая Таганрогская Краснознаменная Ордена Суворова дивизия. Без проталкиваемого через 70 лет прилагательного “азербайджанская”.
Вместо мата
Совершенно непонятны многолетние тщетные потуги национализировать Героев войны и Победу, которая, действительно, «одна на всех». В чем резон приписывания заслуг павших воинов солдатам «правильной национальности», которые доблестно воевали на других участках фронта? Зачем приписывать «этнические» прилагательные дивизиям, которые прекратили свое существование еще до начала войны? Или в названии которых их вообще никогда не было?!
Очевидно, что произвольное «переименование» дивизий спустя десятки лет после войны является попыткой присвоения воинской славы и кощунственным подлогом по отношению к ратному подвигу и памяти советских бойцов всех национальностей, лежащих, в том числе и под Сапун-горой в Севастополе, и на воинском кладбище в Николаеве.
Милрад Фатуллаев
Кавказская политика