«Димакратия» по-сурковски и Армения
России необходимо встать на путь инновационного развития, иначе она не сохранится как страна, заявил вице-премьер Владислав Сурков. В годы президентства Дмитрия Медведева Сурков был первым заместителем администрации президента и считался идеологом российской «димакратии».
«Если нам нужна просто милитаризованная страна, где главное — всех проверить, то это один вариант. Если нам нужна страна, где можно творить, где можно быть свободным, создавать полезные друг для друга вещи, продукты и услуги, тогда это другой выбор», — отметил Сурков в своем выступлении в Лондонской школе экономики.
Сурков охарактеризовал Россию как военно-сырьевую державу. Это, пожалуй, самая точная характеристика политики Путина, который вкладывает огромные средства в милитаризацию не только России, но и экспорт милитаризма.
Ярким примером тому могут служить намерения открыть в странах ОДКБ новые военные базы – авиационные и обычные. Такие же базы намечено открыть в Армении, которой также грозит участь военно-сырьевой страны. Тем более, что из всех отраслей промышленности деньги вкладываются только в добывающую.
Пессимисты утверждают, что у Армении нет иного выхода, кроме как отдать охрану своей безопасности России. Посол Польши в Армении Здислав Рачински в интервью Регнум, отвечая на вопрос, может ли Европа после подписания соглашения об Ассоциации гарантировать безопасность Армении, сказал, что система безопасности Европы зиждется на ОБСЕ и НАТО, и у нее нет собственных военных сил. Тем не менее, «В 1920 году кто был гарантом безопасности Армении, и чем это кончилось? Каждое государство исходит, прежде всего, из своих интересов. Полагаться, прежде всего, нужно на самого себя», сказал он. Посол также напомнил, что Польша до 1939 года, до Второй мировой войны, пыталась вести политику баланса между Германией и СССР. «С одной подписал договор о не нападении, с другим достигла согласия о неприменении агрессии. Страна была оккупирована сразу двумя государствами».
Положение Армении действительно слишком уязвимое, чтобы отправить на второй план вопросы безопасности. Их надо решать, но иметь в качестве главного стратегического партнера военно-сырьевую страну – это выбор не системы безопасности, а цивилизационной философии.
В самой России тоже не все однозначно поддерживают милитаристический курс Путина, который по привычке все еще хочет «догнать и перегнать» Америку. Недавно в Ереване состоялись «гайдаровские чтения» российских либералов, которые заявляют, что хотят видеть Россию небольшой, удобной для жизни свободной страной. Они не поддерживают имперские амбиции, ради которых страна активно милитаризуется.
Желает ли Армения стать страной, «где всех проверяют», как говорит Сурков. Хотим ли мы стать военной базой России, и как при наличии такого количества баз мы собираемся ассоциироваться с Европой? Возможно, есть негласная договоренность о том, что безопасностью Армении и региона будет заниматься Россия, а экономикой – Запад. Устраивает ли нас такой расклад? «ЛРАГИР»