30 апреля 1991 г. Геташен-Мартунашен: Операция «Кольцо» — акт геноцида и лишения Родины
Ровно 22 года назад, 30 апреля 1991 года, начались события, о которых их очевидец — журналист В. Емельяненко напишет в «Московских новостях»: «Свидетельствую: в Геташене была бойня», и о последствиях которых писательница И. Буркова скажет так: «Хатынь перестройки».
Ровно 22 года назад террористическая машина вооруженных до зубов и поддерживаемых военной техникой частей Советской армии и подразделений азербайджанского ОМОНа приступила к реализации давно вынашиваемого бакинским руководством плана насильственной депортации армянского населения и очистки территории армянского Арцаха. Ровно 22 года назад началась операция «Кольцо», вынужденно свернутая в августе того же года – с провалом ГКЧП, в результате которой Азербайджан оккупировал порядка 30 сел, коренное население которых было обречено на геноцид, лишение родины и беженство.
Примечательный факт: в последнее время азербайджанская пропаганда в отчаянных попытках обелить свою армию пытается доказать, что в ходе, в частности, операции «Кольцо» омоновцы боролись якобы исключительно с боевиками и никаких зверств в отношении гражданского населения не было. Эти жалкие попытки выглядят тем более нелепо с учетом того обстоятельства, что «Кольцо» является одним из наиболее исследованных по горячим следам и задокументированных преступлений Азербайджана против гражданского населения Арцаха и приграничных районов Армении. Благодаря деятельности международных экспертов-правозащитников существует сразу 4 профессиональных доклада о массовых нарушениях прав армянского населения, а также свидетельства тех правозащитников, которые своими глазами видели и зафиксировали происходящее.
Между тем в последние недели в армянской прессе был предан огласке ряд документов, доказывающих военную агрессию Азербайджана на государственном уровне против гражданского населения Арцаха и ее полную поддержку советским центром во главе с М. Горбачевым. Хотелось бы сегодня обратить внимание и на другие документы, которые однозначно доказывают: операция «Кольцо» задумывалась и осуществлялась как акт государственного терроризма против гражданского населения Арцаха. «Борьба с вооруженными боевиками» и «проверка паспортного режима» стали лишь предлогом и прикрытием чудовищного насилия против жителей армянских сел и их изгнания с мест исторического проживания. И если бы указ Горбачева «О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения» от 26 июля 1990 года действительно преследовал цель навести порядок и укрепить безопасность гражданского населения, то «проверки» проводились бы не только в армянских городах и селах, но и в азербайджанских. И советские войска обязаны были бы разоружить прежде всего бесчинствовавший азербайджанский ОМОН, а вовсе не малочисленные и плохо вооруженные отряды армянского народного ополчения, созданные для защиты сельчан от бандитских нападений и произвола омоновцев.
Вот что пишет в своей книге «Мятежный Карабах» Виктор Кривопусков (в 1990-1991 годах — начальник штаба следственно-оперативной группы МВД СССР в НКАО): «В Азербайджанской ССР действовало несколько десятков незаконных, вооруженных автоматами омоновских групп. Днем они отсыпались в специальных базах – лагерях на территории азербайджанских населенных пунктов, а ночью нападали на армянские села, животноводческие фермы, бесчинствовали на дорогах, убивали, грабили. Были случаи, когда убивали и грабили и азербайджанских жителей».
О том, что план по очистке территории от армян существовал еще осенью 1990 года, свидетельствуют разработанные азербайджанским руководством документы, ряд которых удалось найти съемочной группе документального фильма «Обыкновенный геноцид. Операция «Кольцо». На плохо сохранившейся фотокопии этих секретных документов отчетливо прочитывается название: «Схема сопровождения гражданского населения до аэропорта г. Гянджа». То есть главной задачей была отнюдь не «поимка и разоружение боевиков» — стратегическая цель бакинского руководства вполне вписывалась в реализуемую с начала века общую турецкую стратегию по захвату армянских территорий, осуществляемую методами геноцида и абсолютного попрания прав коренного армянского населения.
Другое дело, что даже вооруженные до зубов азербайджанские бандиты-омоновцы в одиночку никогда не сломили бы сопротивление отрядов самообороны. Для того чтобы заполучить армянский Геташен, знаменитое село с 5-тысячелетней славной историей, Азербайджану нужны были советские танки, бронетранспортеры, военная авиация и тысячи солдат, за спинами которых трусливо прятались азербайджанские вояки. «Летом за неполных три месяца было депортировано армянское население двадцати четырех сел. Это сделали военные. ОМОН лишь выполнял свои «милицейские» функции: грабил, насиловал, убивал… Все это называлось «проверкой паспортного режима», писал М. Гохман в парижской газете «Русская мысль» 29 ноября 1991г.
Радиостанция «Эхо Москвы» в те дни сообщала: «По согласованию с Советом безопасности СССР в операции будут участвовать ОМОН Азербайджана в количестве 1000 человек. Подразделения войск и ОМОН подчиняются МВД Азербайджана. Операцию возглавляет министр внутренних войск Азербайджана. В НКАО прибыла тройка (!!! – М.Г.) высокопоставленных офицеров из Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР и КГБ СССР. Такие тройки создаются и действуют во всех районах. Эти должностные лица выступают под псевдонимами, должности и воинские звания условны». О том же свидетельствует и документ под названием «Таблица позывных должностных лиц», известный как «план Машкова», попавший в те дни в руки армянских ополченцев и напоминающий скорее документ времен Великой Отечественной войны. На самом деле вся мощь вооруженной до зубов кремлевско-бакинской карательной машины была направлена против мирного советского населения, которое было принесено в жертву чудовищным планам турецких стратегов и имперским амбициям советских лидеров.
Геташен пал 7 мая… Благодаря самоотверженности и подвигу защитников села, в первую очередь – «геташенского орла» Татула Крпеяна, удалось предотвратить массовую бойню и вывезти основную часть населения в Арцах и Армению. А спустя менее месяца, 14 июня, бакинские газеты сообщали, что в древнем армянском селе уже живут около 3000 азербайджанцев.
Между тем операция «Кольцо» набирала обороты – впереди были 4 месяца немыслимого насилия, убийств, пыток, издевательств, взятия в заложники и ада азербайджанских тюрем, пропажи без вести сотен людей, депортации десятков тысяч. Но в тот день русская писательница Инесса Буркова писала: «30 апреля в 5 часов утра началась военная операция «Кольцо» против мирного населения Геташена и Мартунашена. Окруженные танками, БТР, БМП, БМД села подверглись массированному обстрелу. Через несколько часов в села вторглись бронемашины, под их прикрытием продвигались, стреляя из автоматов, солдаты и омоновцы МВД Аз.ССР, за ними – мародеры-азербайджанцы из соседних сел. Все они врывались в окраинные дома, убивали, избивали, грабили армян, увозили их имущество, угоняли машины, скот, под дулом автомата принуждали писать заявление о «желании» навсегда покинуть свой дом».
В марте 2011 года, накануне 20-летия операции «Кольцо», в интервью армянским СМИ И. Буркова заявила: «Операция «Кольцо» осуществлялась теми же методами, что и Геноцид армян начала века».
Марина ГРИГОРЯН
«Голос Армении»