О родословной Вождя нации, и еще кое о чем
Апологеты основателя Турецкой Республики – Мустафы Кемаля Ататюрка (1881-1938) рискуют впасть в шок и глубокую депрессию. Если, не приведи Аллах, подтвердится вопрос, которым в газете «Заман» задался известный турецкий публицист Орхан Кемаль. А именно: быть может, у Ататюрка – армянские корни?
Поводом для интереса к родословной однофамильца послужила дискуссия, развернувшаяся с подачи другой турецкой газеты – «Радикал». Со ссылкой на книгу Фатиха Байкана «От Мустафы до Кемаля: большой секрет Ататюрка», которая сейчас готовится к изданию, «Радикал» сообщает, что Ататюрк ведет свое происхождение не из греческого города Фессалоники, как принято считать, а из восточной провинции Малатия. Байкан утверждает: семья Ататюрка перебралась в Фессалоники именно из Малатии.
Считается, что книга основана на официальных записях и документах, которые впервые становятся достоянием широкой общественности. Согласно данной новой версии жизненного пути Мустафы Кемаля, его отец и мать проживали в Малатии, а та женщина, которую считают его матерью,– Зюбейда Ханим, на самом деле – его тетя. По утверждению автора книги, Ататюрка (правда, тогда он им еще не стал ¬– А.Г.) отправили в Фессалоники, когда его настоящий отец умер. А когда умерла и мать, его усыновила Зюбейда Ханим.
«Не хотелось бы и далее вдаваться в такие подробности,- отмечает Орхан Кемаль.- Эти заявления, конечно, еще нужно доказать. Однако я не удивлюсь, если они в конечном итоге окажутся правдой. История в Турции нередко основывается на изрядной лжи и легендах, которые измышлялись для того, чтобы отрицать некоторые существенные факты нашей истории. «Созидатели» официальной турецкой истории никогда не колебались, когда надо было исказить историю в соответствии с потребностями нашей официальной идеологии или так называемыми “высшими интересами” государства».
Малатия – один из регионов Турции, где ранее жило много армян. Так что, если новая версия происхождения Ататюрка окажется верной, отмечает Орхан Кемаль, то первым делом неизбежно встанет вопрос: почему творцы истории сфабриковали канонизированную версию основателя Турецкой Республики? Они сочиняли официальный вариант для того, чтобы отграничить Ататюрка от армян Анатолии? Что ж, если история, изложенная Байканом, правдива, то на то имелись веские причины: основатель государства, отец народа, и вдруг – армянское происхождение? Совсем нехорошо…
Многие факты турецкой истории по сей день окружены множеством табу. Некоторые из них приводили к гибели людей, напоминает Орхан Кемаль. «Известно,- отмечает он,- как начались трагические события, приведшие к убийству Гранта Динка. Он просто осмелился сказать, что приемная дочь Ататюрка, Сабина Гёкчен, на самом деле была сиротой-армянкой. Это откровение вызвало кампанию самосуда, и, в конце концов, Динк был убит».
Сейчас стены, охраняющие все эти запреты, кажется, постепенно начинают рушиться. Во всяком случае, уже шатаются. Один из тех, что старается их расшатать, — журналист и писатель Айхан Актар. Например, обращаясь к перипетиям Дарданелльской военной операции, он отмечает, что одним из героев тех сражений был армянин по происхождению, гражданин Оттоманской империи – капитан Саркис Торосян.
Дарданелльская операция — один из эпизодов 1-й мировой войны. В феврале 1915 г. англо-французские войска под командованием генералов Гамильтона и д`Амада высадились на Галлипольский полуостров, с целью сломить сопротивление турецких войск, которыми командовал немецкий генерал Лиман фон Сандерс. Не достигнув успеха в кровопролитных сражениях и понеся большие потери, союзники в январе 1916 г. эвакуировались в Грецию.
Торосян был артиллеристом, имел к тому времени много боевых наград. Бравый солдат геройски проявил себя и при отражении атак англо-французских войск на Галлиполи. Но, пока он сражался за свою страну, его родные были насильственно депортированы. Вот время этой депортации от туберкулеза скончалась его невеста, а родители были убиты. Всё это он узнал позднее – в Палестине, где встретил свою сестру, влачившую там жалкое существование.
Конечно, эта история не фигурирует в турецких школьных учебниках по истории. Да и вообще в Турции ее мало кто знает. «Кто-то, быть может, сочтет эту историю малозначащим, незначительным эпизодом. Но я считаю ее чрезвычайно важной и поучительной. Реальная судьба капитана-армянина, геройски сражавшегося в кровопролитных боях при Дарданеллах,- тяжкий груз на совести турок. Потому что этот единичный случай заставляет вспомнить все болезненные факты нашей истории, связанные с нашими давними соседями»,- констатирует Орхан Кемаль.
Журналист убежден, что люди противостоят своему прошлому, открывая свои сердца историям о жизни других людей, воспринимая боль и страдания, что тем довелось претерпеть. Процесс этот в Турции, по-видимому, уже начался. Но сделаны пока только первые шаги.
Ашот Гарегинян
Armenia Today