Однажды мы признаем геноцид и приедем в вашу красивую страну 24 апреля, чтобы возложить цветы к вечному огню
Вы согласны с мнением, что хотя армяно-турецкие протоколы заморожены, они нашли определенный резонанс в турецком обществе?
Да, так оно и есть, но все же, вопрос не включен в политическую повестку, и сложно предугадать реакцию людей, если он вновь окажется в повестке. Но армяно-турецкие протоколы действительно изменили восприятие проблемы, и стало ясно, насколько закрытые границы вредят Армении и армянам. Сейчас об открытии границы говорят в основном те, кто живет в приграничной с Арменией зоне. А в политической повестке на первом плане курдская и кипрская проблемы, хотя к 2015 году все больше людей будет говорить об армянской проблеме.
Турция, судя по всему, обеспокоена ожидающимися в 2015 году мероприятиями. Насколько нам известно, правительство Турции поставило целью довести к 2015 году численность населения страны до 100 млн..
Может, они хотят, чтобы в Турции все умерли с голоду или не находили работу. Премьер-министр призывает иметь не менее трех детей. Это смешно, и, к счастью, большая часть общества не принимает эти призывы всерьез.
Есть мнение, что Турция рано или поздно признает геноцид. Что даст признание?
Сейчас в Турции происходит процесс, который, как мне кажется, очень важен для признания армянского геноцида – это курдский процесс. Если Турции удастся предоставить курдскому населению культурные права и вести переговоры с Курдской рабочей партией, в обществе возникнет равноправие, и оно будет в большей степени готово к признанию геноцида. Это будет значить признание прав курдов, которых они были лишены годами. И назреют процессы признания.
Многие говорят, что Турция должна хотя бы попросить прощения за геноцид.
В Турции есть люди, которые признают этот факт и не принимают то, что правительство отрицает его. А то, что многие отрицают геноцид, обусловлено их образованием и давлением. Не думаю, что есть альтернатива признанию.
Какие у вас чувства сегодня – 24 апреля? Я знаю, что вы, находясь в Армении, посетили Цицернакаберд и сегодня будете участвовать в мероприятиях в Турции.
Сегодня печальный день, особенно, для людей, побывавших в музее геноцида. Я бы хотел участвовать в поминании, но не могу, хотя мое сердце там. Но в них примут участие очень важные люди, которых становится все больше. И именно это вселяет надежду.
Должна ли проблема геноцида оставаться вопросом двух обществ, или, все же, дело в политических претензиях и воле?
Часть общества инициативна. Это, к сожалению, разрушительный процесс для политиков, и вряд ли они предпримут шаги, пока общество не созреет. А это значит, что сначала должно измениться мышление, а в этом плане еще многое предстоит сделать. Но и вопрос курдского мира очень важен – если власти примут культурные требования курдского народа, однажды, надеюсь, в ближайшие годы, мы признаем и армянский геноцид и приедем в вашу красивую страну 24 апреля, чтобы возложить цветы к вечному огню. «ЛРАГИР»