Абхазское направление и интересы Запада
Стратегия Западного сообщества в отношении Южного Кавказа подвергается новому осмыслению, если, конечно, можно оперировать таким понятием, как «стратегия» в применении к Западу. В любом случае, апелляция к стратегии может иметь, в данном случае, условное значение. Имеется в виду, что подвергаются корректировке функции, приданные региону Западным сообществом.
США демонстрируют «усталость» и стремление не радикализировать ситуацию в Евразии, НАТО вообще весьма избирательно относится к тем или иным задачам долгосрочного характера. Вывод войск НАТО из Афганистана приведет к утрате Южным Кавказом функции военного транзита.
Выход на рынки «большой» иракской нефти и изменения в мировой энергетической ситуации, а также исчерпание запасов в азербайджанском секторе Каспия приведут к деполитизации нефтедобывающего и нефте-транспортного комплекса в регионе. Все эти функции остаются, но утрачивают значение стратегических.
Южный Кавказ все более обретает значение «бастиона» Европы и Западного мира, в целом, и все еще не понятно, какие функции региона опаснее и более сдержат угрозы и риски. В Южном Кавказе одни вздыхают тяжко, другие – легко, а большая часть политического класса вообще не понимает и не знает, а что именно происходит.
Однако, можно было заметить, что Западное сообщество, накопившее большой политический опыт в регионе, более не может допустить какой-либо конфронтации, тем более, с Россией. Но, возможно, дело вовсе и не в России.
Государства Южного Кавказа вполне убедительно и давно продемонстрировали глубокий эгоизм, иждивенчество, нежелание в реальности разделить с Западом его задачи и проблемы. Каждое государство Южного Кавказа внесло свой вклад в недоверие, в сомнения и откровенное неприятие региона как «полигона для партнерства».
Чемпионом такого рода поведения оказалась Грузия, в какой-то момент утратившая чувство реальности. С Грузией не может быть сейчас вполне доверительного диалога, и Запад допускает теперь уже и инициативы по внутренним мотивам.
Деблокирование Абхазского транспортного направления, практически, не волнует Запад, но в определенном смысле рассматривается, прежде всего, с точки зрения своих экономических интересов. Блокировка Южного Кавказа в различных направлениях не только представляется неприемлемой, но и шокирует Западное сообщество, хотя на определенном этапе данное обстоятельство рассматривается как рычаг давления на различные стороны.
Вместе с тем, рассматривая более подробные сценарии (хотя все более возникает вопрос, а что означает «рассмотрение сценариев» в настоящее время), на Западе, очевидно, заметили, что деблокирование Абхазского транспортного направления приведет к решению многих проблем, ограничивающих, в настоящее время, его влияние. Данное обстоятельство, прежде всего, приведет к решению экономических проблем Грузии и Армении, что стало проблемой №1 для Запада в Южном Кавказе.
Это также приведет к уменьшению зависимости региона от Турции и нивелирует угрозу возникновения турецко-азербайджанского альянса, поставит под контроль десятки миллионов тонн иранских грузов в Северо-Западном направлении. Кроме того, возникает шанс на хотя бы частичное разрешение грузино-абхазского контроля, на основе общности интересов.
И, быть может, более важное обстоятельство – удастся преодолеть угрозы, связанные с конфронтационными отношениями России с государствами Южного Кавказа. При этом, Западное сообщество, не отвергая функции России в части обеспечения безопасности, весьма раздражается по поводу только одного обстоятельства – претензии России на монополию влияния и присутствия в Южном Кавказе. На Западе продолжают настороженно относиться к функциям ОДКБ и всевозможных Евразийских проектов, и пока не знают, как привести оба «полюса» к общему знаменателю, хотя и с интересом пытаются выстроить что-то наподобие сценария.
В настоящее время лидером в конструктивной политике в Южном Кавказе признана Армения, аутсайдером – Азербайджан, Грузия, после положения фаворита, оказалась в роли ожидания нового этапа внешней политики. В связи с этим, открытие транспортного сообщения в Абхазском направлении, как не разработанный до конца сценарий, все-таки, представляется реальным рычагом для достижения новой, возможно, более приемлемой для Запада ситуации. Ни американцы, ни европейцы не вмешиваются в эту проблему, предпочитая работать с той данностью, которая имеется или возникнет.
Проблема Южного Кавказа в том, что Западное сообщество устраивают сейчас многие схемы и многие варианты развертывания ситуации. Пока кажется, что это очень даже неплохо, в том числе и в отношении внутренней политики, всевозможных выборов, но, нужно понимать, что механика международных отношений такова, что Западному сообществу придется вмешаться в события в регионе.
Игорь Мурадян «ЛРАГИР»