США отказались от логики компромиссов по Карабаху
Признание Нагорного Карабаха становится уже очевидной реальностью, с которой остается смириться Турции и Азербайджану. Остальные уже демонстрируют, что считают эту реальность состоявшейся.
За последние несколько месяцев друг за другом последовали разного рода акты признания НКР. И приезд в независимый Карабах первого высокого официального лица – спикера парламента Уругвая, и создание групп дружбы с Арцахом в парламентах Литвы и Франции, и признание парламентами независимости австралийским штатом Новый Южный Уэльс и американскими штатами Массачусетс, Род-Айленд и, теперь уже, Мэн.
Евросоюз до сих пор лениво пытается убедить Азербайджан открыть доступ в Карабах для своего спецпредставителя, а США чувствуют себя вполне свободно в Карабахе давно. С 1997 года Конгресс США выделяет прямую помощь Нагорному Карабаху, и хотя с годами эта помощь уменьшается, США никогда не скрывали, что не признают территориальную целостность Азербайджана в его представлении.
Впрочем, эту целостность не признают и Россия с Европой, иначе вот уже два десятка лет не проводились бы переговоры, которые так или иначе оспаривают «территориальную целостность» Азербайджана. Переговоры ведутся только с целью определить, в какой мере эта «целостность» должна быть нарушена. Иначе говоря, где будет проходить новая граница.
Признание тремя штатами США независимости НКР предполагает, что новые границы должны отражать нынешние реалии и военно-стратегический баланс. Сейчас Турция и Азербайджан пытаются бороться за то, чтобы эти границы проходили как можно ближе к границам бывшей НКАО. Но однажды и им придется смириться с реальностью, тем более, если к американским штатам присоединятся российские губернии.
Российский политолог армянского происхождения Андраник Мигранян говорит, что для решения карабахской проблемы «нужна хотя бы символическая уступка армянской стороны». Это значит, что Россия пока еще находится в логике «компромиссного решения». Судя по всему, США отказались от этого решения, перейдя к новой философии «признания реалий». «ЛРАГИР»