Геноцид в Мараге: Непрочитанные письма

10 Апр 2013 | Автор: | Комментарии к записи Геноцид в Мараге: Непрочитанные письма отключены

12867То, что Володя Аветисян видел в Мараге, он не видел больше нигде

Эти письма родные Нелли Аветисян прислали из Мараги 20 лет назад. Она распечатала конверты, но письма так и не прочла. 11 апреля 1992 авторы этих писем отправились в Марагу, чтобы присутствовать на похоронах армян, погибших в результате событий, которые произошли накануне в этом селе. «Они, наверное, описывают то, что произошло. Не могу заставить себя прочитать, сердце не выдерживает»,- говорит Нелли Авакимян.

Многие убеждены в том, что то, как азербайджанцы обошлись с мирным населением села Марага Мартакертского района Арцаха 10 апреля 1992 г., является геноцидом. “В 1992 году в Мараге азербайджанцы совершили преступление против человечества. Это были ужасные страдания и напоминающее Голгофу место жестокостей. Я никогда не забуду этот страшный день, когда азербайджанцы напали на Марагу”,- сказала баронесса Кэролайн Кокс.

Полковник Володя Аветисян с первых и до последних войны сражался в составе Армии независимости, был помощником командующего армией Леонида Азгалдяна, вместе со смертниками воевал в Мартакерте в тот период, когда ситуация там была крайне тяжелой. По словам полковника, то, что он увидел Мараге, он за все время войны не видел больше ни в одном районе Арцаха. В Мараге азербайджанцы использовали даже топоры и пилы.

Число армян, которые были убиты 10 апреля 1992 г., колеблется от 80 до 100 человек. Среди них были пожилые люди, женщины, дети. Более 40 человек получили ранения, около 70 – были взяты в плен. Судьба многих заложников до сих пор остается неизвестной.

 Володя Аветисян. Фото Акопа Погосяна

10 апреля враг напал на село и уничтожил мирных жителей. Вместе с азербайджанцами на Марагу напали и русские солдаты и офицеры на своих танках. Местный отряд самообороны, как мог, оказывал сопротивление. Когда на помощь к ним подоспела Армия освобождения, на одной половине села были армянские силы, на другой – враг. Именно там и была осуществлена резня.

“Пока мы спешили на помощь, азербайджанцы захватили половину села. У ребят из отряда самообороны закончились патроны, и они были в панике. Мы вступили в бой, который продолжался почти до рассвета. Нам удалось освободить вторую половину села. Но потом азербайджанцы пополнили свои силы и, вооруженные танками и техникой, вновь вошли в село. Нам пришлось на час отступить. На краю села мы вновь сформировали отряды, но у них не было патронов. Пришлось доставать патроны, которые мы раздали всем бойцам, и, разделившись на группы, вновь вошли в село. До 11 апреля село было освобождено, азербайджанцев там уже не было”,- рассказывает Володя Аветисян.

 Бойцы Армии независимости

В ходе освобождения Мараги командир Леонид Азгалдян, который сражался наравне со всеми, был ранен в руку. В этот день погибли многие ребята из отряда самообороны. Значительные потери понес и противник. Нашим ополченцам удалось захватить танки и артиллерийские орудия, из которых азербайджанцы собирались бить по селу.

Почти 2 месяца армянские силы удерживали Марагу, но потом Марага вместе с другими селами Шаумянского и Мартакертского районов пала и до сих пор остается в руках азербайджанцев.

По мнению Володи Аветисяна, события 10 апреля произошли потому, что армяне не ожидали нападения, более того, не ожидали, что русская армия поможет азербайджанцам бронетехникой.

«Азербайджанцы осуществили резню точно так, как это делали турки. Они никого не щадили – ни женщин, ни детей, ни стариков. Мы тоже брали в плен азербайджанцев, но мы никогда их не трогали. Мы сражались против вооруженного врага»,- говорит Володя Аветисян.

Во время событий в Мараге Нелли Авакимян потеряла трех членов своей семьи

Нелли Авакимян. На заднем плане – ковер, который родители
Нелли
подарили ей во время последнего приезда в Ереван

10 апреля были убиты трое из родных Нелли: ее 84-летний отец Ерванд Авакимян, 70-летняя мать Тамара Закарян и 38-летний брат –член отряда самообороны Мараги Алик Авакимян. Алик был инженером-строителем, во время войны жил в Армавире, так как до освобождения Арцаха там на работу брали только азербайджанцев.

Алик каждый день приезжал из Армавира в Ереван на учения, участвовал в боях за Ерасхаван. У Алика было двое маленьких детей, но он оставил семью и ушел воевать, говорит Нелли.

Ее отец был участником Великой Отечественной войны, 25 лет проработал директором марагинской школы. Мать в той же школе преподавала химию и биологию.

За несколько дней до событий 10 апреля родители Нелли вернулись в Марагу из Мартакерта, где гостили у родственников. “Если бы кто-нибудь предупредил их, они могли бы спастись, убежать. Но произошедшее они осознали лишь тогда, когда увидели у себя во дворе азербайджанцев. Мои родители, напуганные, держась за руки, вышли из укрытия, чтобы бежать в сторону сада. Но азербайджанцы выстрелили им в спину. Соседи, убегая, видели, как азербайджанцы зашли к нам во двор”,- рассказывает Нелли.

В те дни Алик сражался на границе Мараги. Нелли предполагает, что родители хотели дождаться сына, чтобы он помог им. А Алик подумал, что родители убегут вместе с односельчанами.

 Ерванд Авакимян  Тамара Закарян Алик Авакимян, фото с сайта maragha.org

После того, как враг был отброшен, ополченцы собрали тела погибших марагинцев и похоронили их в братской могиле. Алика как ополченца похоронили отдельно. Племянница и племянник Нелли присутствовали на похоронах ее брата. Они сказали, что установили на его могиле большой железный крест, чтобы можно было найти место его захоронения. “Но разве азербайджанцы оставили бы крест… Племянники сказали, что смогут найти место, так как определили направление по деревьям. И если вдруг Марагу освободят, то мы поедем туда и найдем”,- говорит Нелли и не может сдержать слез.

У марагинцев нет ни могил родных, ни памятника, а произошедшее с ними не освещается

Нелли Авакимян работает в Ереване врачом. После окончания школы в Мараге она переехала в Ереван, где поступила в медицинский институт. Потом вернулась Арцах, чтобы поступить на работу, но ее не приняли. При алиевском режиме армян не брали на работу, врачами были азербайджанцы.

Через 6 месяцев Нелли вернулась в Ереван. В последний раз она была в Мараге в 1990 году. С 91-го мать уже не разрешала ей приезжать в родное село, поскольку это было опасно. Родители тоже нечасто приезжали в Армению. В последний раз они были в Ереване по случаю дня рождения Нелли и подарили ей самовар и ковер.

Марага была большим и богатым селом. После погрома 10 апреля вошедшие в село азербайджанские грабители и мародеры забрали все имущество жителей села, а их дома сожгли. Вещи Авакимянов они погрузили в машину, чтобы увезти. Марагинцы собрали валявшиеся на земле порванные фотографии родителей и брата Нелли и передали их ей. Вместе с фотографиями она хранит и диплом матери, который азербайджанцы тоже порвали, и единственную сохранившуюся гипсовую скульптурку, изготовленную ее братом.

Изготовленная Аликом Авакимяном гипсовая
статуэтка, которую хранит Нелли
Фотографии  родителей Нелли и диплом ее матери, которые привезли из Мараги односельчане

По словам Нелли, события в Мараге не освещались ни при одном президенте Армении. Между тем по азербайджанским телеканам эти события представляются как резня, организованная армянами.

“Нам непонятна позиция властей в вопросе Мараги. Все марагинцы задаются вопросом: почему скрывают правду? Мы уже вне себя от возмущения. Я предполагаю, что в первую очередь не хотят ставить под удар Россию, потому что у азербайджанцев не было армии, у них ничего не было. Среди нападавших было лишь несколько вооруженных ножами янычаров. Село захватили в основном наемные российские танки, но зверства совершили азербайджанцы”,- говорит Нелли Авакимян и добавляет: “10-го апреля нам некуда идти – нет ни памятника, ни могил. Все могилы остались в руках азербайджанцев. Говорят, они все вспахали, ни одного камня не оставили”.

В память о погибших и без вести пропавших есть лишь один памятник, который установлен в селе Нор Марага в Мартакертском районе, где живет часть оставшихся в живых марагинцев. Дочки Алика побывали в этом селе и привезли с собой фотографию памятника.

Нелли очень хочет, чтобы рядом с хачкарами в память жертв Сумгаита и Баку на холме Цицернакаберд появился памятник, посвященный жертвам геноцида в Мараге.

Видеоматериалы о событиях 10 апреля в Мараге можно посмотреть здесь. Предупреждение: видеоматериалы не рекомендуется смотреть детям и слабонервным.  hetq.am

 

Другие статьи категории "Аналитика":

Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

site_admin@garin-studio.ru

Об агентстве

Информационно-аналитическое агентство Реальная Армения - JanARMENIAN.Ru основано в 2010 году.

Наша цель – максимально объективное и оперативное освещение событий, их комментарий и анализ.

Cфера вещания агентства JanARMENIAN.Ru распространяется не только на Армению,но и на страны южного Кавказа, СНГ, Азию, Америку, и т.д.