От комитета «Карабах» до теракта в парламенте
Элита независимой Армении формировалась в условиях непримиримой борьбы, все тайны которой до сих пор не раскрыты…
Как формировалась постсоветская армянская элита? Как и почему приходили к власти президенты Левон Тер-Петросян и Роберт Кочарян? Что или кто может стоять за терактом в армянском парламенте в 1999 году, в результате которого погибли премьер-министр Вазген Саркисян и спикер парламента Карен Демирчян?
Как создавались элиты
Процесс формирования политической элиты независимой Армении идёт с конца 80-х годов прошлого века, когда началось карабахское движение и стало понятно, что близок развал Советского Союза. Тогда общенародное движение подняло до поста первого президента независимой Армении сотрудника Института древних рукописей Матенадаран им. Месропа Маштоца Левона Тер-Петросяна, который и стал в некотором роде архитектором новой политической системы. А родившееся в результате карабахского движения Армянское общенациональное движение (АОД) было преобразовано в партию во главе с Тер-Петросяном.
Именно при Тер-Петросяне было положено начало тем порочным явлениям – сращиванию власти и бизнеса, монополизации экономики и появлению олигархии, неподсудности и вседозволенности властной верхушки, воспроизводству власти любой ценой и любыми возможными методами, – которые следующие президенты лишь развили и довели до «совершенства», используя укрепившиеся за годы независимости властные ресурсы.
Что касается политической (а следовательно, и экономической, как и в большинстве постсоветских странах) элиты, то ее основу составили очень разномастные силы: во-первых, участники добровольческих отрядов, воевавшие в Карабахе, а также члены комитета «Карабах», бывшие партийные функционеры, кооператоры, ставшие с течением времени олигархами, лица, связанные с криминалом.
Возвратившиеся после войны влиятельные командиры отрядов добровольцев стали играть ведущую роль в политической и деловой жизни страны, некоторые превратились в региональных князьков, фактически превратив республику в подобие средневекового феодального государства.
В годы президентства Тер-Петросяна была проведена приватизация, которая, как и в России, превратилась в грабеж общенародного добра, и способствовала формированию нового класса – олигархов (как принято в Армении называть более или мене крупных предпринимателей), который начал тесно сплетаться с властью.
Из череды новоявленных олигархов особо выделялся Хачатур Сукиасян (Грзо), основавший «Сил Групп» и ставший богатейшим армянским предпринимателем того времени. По слухам, небывалый успех его семейного бизнеса объяснялся оказываемой ему поддержкой со стороны одного из лидеров правящей АОД, главой МВД (а затем мэром Еревана) Вано Сирадегяном, с которым семья Сукиасяна была связана родственными узами.
Победа силовиков и отставка Тер-Петросяна
В годы президентства Тер-Петросяна ведущую роль в управлении страной играли группы влияния главы МВД Вано Сирадегяна и представлявшего армию героя карабахской войны Вазгена Саркисяна. Именно благодаря их деятельному участию, Тер-Петросяну удалось удержаться у власти после президентских выборов 1996 года, когда оппозиция во главе с Вазгеном Манукяном (тоже видным членом комитета «Карабах», как и Тер-Петросян, Вазген Саркисян и Вано Сирадегян) проводила массовые митинги в Ереване, не признавая итоги выборов.
Массовые митинги закончились тем, что после попытки части оппозиционеров захватить здание парламента власти разогнали протестующих с помощью водометов и слезоточивого газа.
Вероятно, желанием как-то уравновесить группы Саркисяна и Сирадегяна объясняется приглашение Тер-Петросяном в марте 1997 года на пост премьер-министра Армении тогдашнего президента НКР Роберта Кочаряна.
После своего назначения Кочарян, который остро нуждался в верных ему людях, начал процесс назначения на руководящие должности в госорганы выходцев из Карабаха, создавая базу своей поддержки. Ведь в момент своего назначения он мог рассчитывать лишь на своего друга еще из Арцаха, с которым участвовал в карабахской войне, министра внутренних дел и национальной безопасности Армении Сержа Саргсяна.
В момент своего назначения премьером Кочарян, вероятно, и подумать не мог, что спустя всего год он заменит на посту президента Тер-Петросяна. А события развивались стремительно – 3 февраля 1998 года Тер-Петросян подал в отставку с поста президента страны из-за давления силовиков, не принявших его пораженческую политику в переговорах по Карабаху.
Премьер-министр Роберт Кочарян, министр обороны Вазген Саркисян и министр внутренних дел и национальной безопасности Серж Саргсян не поддержали предложенный Тер-Петросяном план по урегулированию карабахского конфликта, включавший демилитаризацию зоны конфликта и возвращение Азербайджану ряда населенных пунктов, освобожденных в ходе войны.
«Со стороны известных органов власти мне предъявлено требование об отставке. Я принимаю это требование, так как знаю, что применение конституционных полномочий президента чревато серьезной угрозой дестабилизации страны. В кризисе власти, вопрос Карабаха – лишь повод, проблема более глубокая и связана с основами государства, а также выбором между миром и войной. Ничего странного не произошло, просто в Армении потерпела поражение “партия мира и достойного примирения”», – заявил Тер-Петросян, зачитав текст своей отставки.
Лишь Сирадегян, который в то время занимал пост мэра Еревана, попытался поддержать президента (что и стало началом краха его политической карьеры), однако сам Тер-Петросян не рискнул пойти против силовиков.
Отставка Тер-Петросяна запомнилась и созданием Вазгеном Саркисяном за одну ночь с нуля крупнейшей фракции парламента – Еркрапа (так назывался и союз ветеранов карабахской войны, созданный в 1993 году Саркисяном). Это наглядно показало, что для значительной части армянской политической элиты важнее всего оставаться при власти, при кормушке, и она не очень горит желанием ради каких-то идеалов и принципов переходить в оппозицию.
Расстрелянный парламент
На прошедших в марте того же года президентских выборах Кочарян (при содействии Вазгена Саркисяна) победил бывшего первого секретаря ЦК Kомпартии Армении Карена Демирчяна, пользовавшегося большой народной любовью.
Интересно, что Вазген Саркисян, который был реальным хозяином положения в стране вплоть до своей трагической смерти в октябре 1999 года, не выставил свою кандидатуру на президентских выборах, предпочтя назначить на этот пост Кочаряна.
С именем Вазгена Саркисяна связан и взлет Республиканской партии Армении (РПА), которую он превратил из маленькой партии в ведущую политическую силу страны, в армянский аналог “Единой России”.
На следующий год после президентских выборов Вазген Саркисян вместе с Кареном Демирчяном сформировал блок «Единство» (РПА и Народная партия Армении), который победил на парламентских выборах 1999 года. После победы на выборах Саркисян стал премьер-министром, а Демирчян спикером Национального собрания.
Ситуацию в стране коренным образом изменила трагедия 27 октября 1999 года, когда ворвавшаяся в парламент группа террористов во главе с Наири Унаняном расстреляла Вазгена Саркисяна и Карена Демирчяна.
Карен Демирчян и Вазген Саркисян
Помимо них были убиты также вице-спикеры Рубен Мироян, Юрий Бахшян, министр по оперативным вопросам Леонард Петросян и депутаты Арменак Арменакян, Генрик Абрамян, Микаел Котанян. В зале заседаний парламента террористы удерживали в заложниках несколько десятков депутатов и министров.
Ночью того же дня по просьбе руководства Армении и в рамках принятых в СНГ соглашений по совместной борьбе с терроризмом в Ереван прибыло российское антитеррористическое подразделение «Альфа».
После прямых переговоров между президентом Кочаряном и Унаняном утром следующего дня террористы сдались властям. Суд над ними длился с 2001 по 2003 годы. Шестеро из них были приговорены к пожизненному заключению: главарь группы Наири Унанян, его брат Карен Унанян, их дядя Врам Галстян, а также Дереник Беджанян, Эдик Григорян и Ашот Князян. Гамлет Степанян был приговорен к 14 годам лишения свободы. В своем заключительном слове подсудимые не раскаялись в соедянном ими преступлении, заявив, что своей акцией хотели вынудить премьер-министра уйти в отставку и таким образом спасти страну.
Врам Галстян в 2004 году совершил самоубийство в своей камере, Гамлет Степанян скоропостижно скончался в УИУ «Нубарашен» в 2010 году, а 23 ноября 2012 года в Евпатории из вод Черного моря извлекли труп матери Наири Унаняна – Нателлы Галстян.
Помимо переговоров с террористами, согласно публикациям армянских СМИ, Кочарян столкнулся и с реальной угрозой военного переворота. Вечером 27 октября, в Министерстве обороны состоялось многолюдное собрание, на котором присутствовали руководство Минобороны, генералитет и друзья Вазгена Саркисяна. После него, поздно вечером делегация из нескольких человек отправилась в резиденцию президента для встречи с Кочаряном и предъявления ему требований генералов.
Следует отметить, что с военными активные переговоры вели и представители отстраненной в 1998 году от власти АОД.
Говорят, что в один из моментов разговора с президентом замминистра обороны Ваан Ширханян достал бумагу с новым составом правительства, в котором он должен был стать премьером, однако Кочарян, известный своим жестким характером, не поддался давлению военных.
Компромиссом стало то, что пост премьер-министра занял родной брат Вазгена Саркисяна Арам, которого через год на этом посту сменил Андраник Маргарян.
По сей день неизвестно, кто действительно стоит за преступлением 27 октября, какие внутренние или внешние силы, ведь Вазген Саркисян был известен своей ярой пророссийской ориентацией и дружбой с министром обороны РФ Павлом Грачевым.
Однозначно одно – именно после 27 октября власть в стране реально перешла в руки Роберта Кочаряна, который начал процесс укрепления пирамиды власти, постепенного отстранения от политической власти верхушки генералитета.
Однако об этом, а также последующей эволюции политической элиты Армении, в частности, после прихода к власти Сержа Саргсяна, мы поговорим в одной из следующих статей.
Айк Халатян
kavpolit.com