Грузия не будет улучшать свои отношения с Азербайджаном в ущерб Армении

4 Апр 2013 | Автор: | Комментарии к записи Грузия не будет улучшать свои отношения с Азербайджаном в ущерб Армении отключены

000f4bscБеседа с ректором Дипломатической академии Грузии, политологом Сосо Цинцадзе

— Господин Цинцадзе, министры иностранных дел Грузии, Азербайджана, Турции подписали декларацию в рамках трехсторонней встречи в Батуми. Эта декларация даст возможность трем странам установить более тесные отношения. Какими, по вашему мнению, после этого будут армяно-грузинские отношения?

— Любое соглашение, которое  будет подписано между Тбилиси, Баку и Анкарой, не повлияет на добрососедские армяно-грузинские отношения. Но если, не дай Бог, Грузия была бы вынуждена выбирать  между Арменией и Азербайджаном, вот это было бы тупиковой ситуацией. Основной целью грузинской дипломатии сейчас является сохранение добрососедских отношений со всеми своими соседями, как с Арменией, так и с Азербайджаном, проявление добрых, дружеских отношений. Я считаю, что такая политика исходит из интересов и Азербайджана, и Армении. Армения также должна пытаться иметь добрососедские отношения со всеми соседями, поскольку, понимаете, это не нормально, когда на такой маленькой территории, какой является Южный Кавказ, два государства находятся на пороге войны. И эта ситуация насколько опасна для Армении и Азербайджана, настолько и опасна для всего региона, всего Южного Кавказа, таково мое личное мнение.

— Грузия и Азербайджан  – стратегические партнеры, вместе  с тем, Армения и Грузия –  на пороге подписания Договоров об Ассоциации с ЕС. Армения считается страной демократической, а Азербайджан далек от того, чтобы быть ею. Исходя из нынешних реалий, не считаете ли вы, что Грузия в своих отношениях больше сближается с Азербайджаном. Почему так?

— Я не вижу ничего такого. Понятно, что и в Ереване, и в Баку с ревностью относятся к шагам Грузии, направленным в сторону, соответственно, Азербайджана и Армении, но я думаю, что это просто защитная реакция, так как у страха глаза велики. Просто, по прагматическим соображениям, из интересов Грузии не исходит сегодня, и надеюсь, завтра тоже, улучшать отношения с одной стороной в ущерб другой стороны, поскольку, если Грузия, скажем, углубила бы или улучшила свои отношения с Азербайджаном в ущерб Армении, то это, конечно, сразу бы поняли в Армении, и это сразу бы осложнило армяно-грузинские отношения. То же самое можно говорить о другой стороне. По этой причине и, исходя сугубо из прагматизма, уже не говоря о годах дружбы и т.д., Грузия не могла бы сделать такой опасный шаг в отношении той или иной стороны.

— Во время российско-грузинской  войны Армения, будучи стратегическим  партнером России, сохраняла нейтральную  позицию, даже можно сказать, продолжала  сохранять близкие отношения  с Грузией. Делает ли то же  самое сегодня Грузия, будучи стратегическим партнером Азербайджана?

— Да, даже вчера в армянской  прессе я прочел (может, это сейчас конфиденциальная информация в Армении), что между Грузией и Арменией проводятся обсуждения, что, возможно, Армения выступит в качестве посредника между Грузией и Россией. Я не знаю, насколько это правдивая информация, но я только буду приветствовать любой подобный шаг, это будет большим шагом со стороны Армении. Такого рода нормализация не только в пользу Грузии, но и будет большой пользой для региона. Так что, я могу с энтузиазмом сказать: хочу верить, что эта информация соответствует действительности. Что касается Грузии, то наша страна также занимает нейтральную позицию.

— Допустим, Армения станет посредником в вопросе нормализации российско-грузинских отношений, тогда сделает ли шаг Грузия в вопросе армяно-азербайджанских отношений?

— Если в интересы  Армении будет включено выполнение  шага для разрешения нашего  конфликта, то по тем же критериям  из интересов Грузии будет исходить решение проблем Армении. Но это, как вы знаете, немного деликатный вопрос. Сейчас, я считаю, для Азербайджана и Армении истина разная. Посредник же всегда рискует, поскольку одна из сторон может заподозрить его в том, что он помогает другой стороне. То есть, к этому вопросу нужно подходить с большой деликатностью и большой предосторожностью. Но если это будет возможно, то я не сомневаюсь, что грузинская сторона с большим удовольствием на себя возьмет эту миссию. Основная альтернатива, которая неприемлема ни с одной стороны, это война: еще одна война станет трагедией для всего региона.

— Господин  Цинцадзе, Грузия, похоже, вытесняет  Армению из региональной политики, и не только политики, например, похоже, отказывается ратифицировать  Европейскую хартию, которая придаст армянскому языку статус регионального.

— Страшные вещи говорите, такое невозможно представить! Я  даже в кошмарном сне не  хочу представить, что Грузия  может вытеснить Армению из  региональной политики или наоборот.

Что касается придания статуса регионального языка, то это вопрос, который также требует времени. Я считаю, что джавахкские армяне одновременно должны учить и грузинский, и, естественно, свой родной язык – армянский. Но без знания грузинского, зная только армянский, какой бы статус ни придавали, мне трудно представить: как должна работать армянская община? Мне непонятно. Допустим, к примеру, какой-то замминистра будет знать только армянский. Конечно, никто ничего не имеет против этого, но без знания грузинского, с ним как, за ним должен сзади ходить переводчик? Представляете, чтобы в Армении в любом министерстве какой-то министр не знал бы армянский? Вы можете представить? Ну как он будет работать?

Как вы считаете, почему до сих пор Франция не подписала эту хартию? Конечно, никто ничего не имеет против, но надо сделать так, чтобы эта хартия способствовала положительному прогрессу, а не наоборот.

Джавахкские армяне говорят – как жили в Ереване, так здесь будем жить, но это неправильно. По этой причине так сразу ратифицировать хартию, мне кажется, не получится, Наши армянские друзья поймут это, все нужно делать по-умному.

— Премьер-министр  Грузии Бидзина Иванишвили, придя к власти, заявил, что вскоре решится вопрос открытия абхазской железной дороги, но, как видите, дело с место не сдвинулось. Почему?

— Знаете как? Грузинская  сторона уже официально заявила, что она не против. В Грузии, в нашем правительстве, политические  решения уже приняты, там остаются  только детали, некоторые элементы, но вопрос – довольно сложный, потому и необходимо время. К сожалению, это не такой вопрос, чтобы утром принять решение, а вечером уже выполнить. В первую очередь, там нужны огромные деньги, там должна быть выполнена большая работа. Должен быть решен вопрос финансирования: кто будет финансировать? Потом, политические вопросы: где и какие таможенники будут работать? Грузия не может принять, чтобы там проверяли абхазские таможенники, так как Грузия официально не признает Абхазию как независимое государство. При желании, знаете, дипломатия – это искусство возможного, и по этой причине, в случае проявления политической доброй воли, конечно, со временем, я думаю, что поезда пойдут по этому пути.

zhamanak.1in.am

Другие статьи категории "Аналитика":

Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

site_admin@garin-studio.ru

Об агентстве

Информационно-аналитическое агентство Реальная Армения - JanARMENIAN.Ru основано в 2010 году.

Наша цель – максимально объективное и оперативное освещение событий, их комментарий и анализ.

Cфера вещания агентства JanARMENIAN.Ru распространяется не только на Армению,но и на страны южного Кавказа, СНГ, Азию, Америку, и т.д.