Карабах может стать вторым Косово
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) Жак Фор (Франция), Игорь Попов (Россия) и Ян Келли (США) находятся с визитом в Азербайджане. Посредники проведут встречу с руководством Азербайджана, на которой будут обсуждаться ход дальнейшего урегулирования нагорно-карабахского конфликта, результаты недавних встреч сопредседателей с главами МИД Азербайджана и Армении в Париже. Об этом на сайте «ИА REX» пишет историк, политолог, эксперт по стран Ближнего Востока и Кавказа. Кандидат исторических наук Станислав Тарасов.
Напомним, что сопредседатели МГ ОБСЕ уже посетили Ереван. Тот визит, как и нынешний бакинский, вряд ли приведет к «заметным результатам» в карабахском урегулировании. К тому же азербайджанская сторона продолжает выступать со странными заявлениями. Так заместитель правящей партии «Ени Азербайджан», исполнительный секретарь, депутат Милли Меджлиса Мубариз Гурбанлы призвал МГ ОБСЕ «оказать давление на Армению». Какое именно, если сопредседатели МГ ОБСЕ отрабатывают сценарий Мадридских принципов, которыми недоволен Азербайджан? Если речь идет о каком-то неизвестном соглашении, то почему Баку не говорит об этом открыто, прежде всего, своему народу? Кстати, и президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил в поселке Масазыр Апшеронского района с любопытной речью. «Армения оккупировала наши земли военным путем. Тогда для устранения последствий этой оккупации Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции. В течение 20 лет ни одна из них не выполнена,- заявил Алиев.- Как же получается, что по какому-то другому вопросу принимается резолюция и в течение одного дня ее начинают незамедлительно выполнять, а когда касается нас, то уже 20 лет вопрос не решается, и мы только слышим, что вопрос должен решаться мирным путем. Почему?». Действительно почему? Это — первый вопрос.
«Существуют двойные стандарты, — считает президент Азербайджана.- У нас есть полное право и международное право признает за нами возможность восстановления нашей территориальной целостности любым путем. В Уставе ООН есть положения о том, что любая страна вправе использовать все возможности для самозащиты. В Хельсинкском заключительном акте принцип территориальной целостности стран преобладает над любым другим принципом, в том числе над принципом самоопределения народов. Однако несправедливость, двойные стандарты, армянское лобби и его покровители в мире, а также пассивность посредников, могу сказать, не создают необходимых условий для решения вопроса». Но вся ли проблема в «двойных стандартах, армянском лобби и его покровителях в мире, а также в пассивности посредников?» Это — второй вопрос.
В свое время российская дипломатия предупреждала Запад об опасности прецедента сербского края Косово, независимость которого достигалась против воли Сербии. Москва открыто говорила о том, что Косово станет одним из важнейших международно-политических событий, которое окажет существенное влияние не только на всю систему международных отношений, но и на формирование новых принципов самоопределение национальных меньшинств. Но стремление Запада к созданию на границе с Албанией еще одного албанского государства взяло верх. США и ЕС признали независимость Косово в одностороннем порядке, выходя за рамки международного права. Тогда никто не вспоминал о Хельсинкском заключительном акте. Причем ЕС выработала свои принципы признания «постюгославских» государств. Поэтому вопрос: смогут ли сопредседатели Минской группы ОБСЕ от ЕС сыграть ту роль, которую ждет от них Баку, остается открытым. Тем более, что в ЕС в качестве критериев признания независимости « сепаратистских территорий» доминируют следующие позиции: самостоятельность, устойчивость и эффективность власти. Если о самостоятельности Карабаха по отношению к Армении, в первую очередь в сфере экономики, можно говорить относительно, то устойчивость и эффективность власти в Степанакерте — факт, как бы к нему не относиться.
Правда, существует мнение, что между Косово и Карабахом имеются различия принципиального характера. Есть Минская группа ОБСЕ, патронирующая армяно-азербайджанский переговорный процесс, организующая встречи между Ереваном и Баку. Но она выступает все больше в роли буфера между конфликтующими сторонами. Не ясно и то, в каком — международном или европейском правовом стандарте — она работает. Баку оценивает признание независимости Косово со стороны США, ЕС, а теперь и некоторыми другими странами, как проявление двойных стандартов. Тем не менее, как подметил бакинский политолог Габиль Гусейнли, «в последнее время Азербайджан предпринимает все более смелые шаги по сближению с Западом», хотя тот «не реагирует адекватно на эти шаги». Почему? Похоже, что Баку встраивает свою политику в привычную схему: мол, Россия поддерживает Армению и держит в своих руках «ключ» от Карабаха. Отсюда — крен в сторону Запада.
5 апреля в Вашингтоне пройдет конференция «ООН и армяно-азербайджанский конфликт: Назад к основам». Это мероприятие организовано фондом Джеймстаун (Jamestown Foundation) в связи с 20-летием со дня принятия Советом Безопасности ООН первой резолюции по армяно-азербайджанскому конфликту. Интересно, ответят ли на вопрос — почему несмотря на четыре резолюции Совета Безопасности ООН по Карабаху, в течение 20 лет ни одна из них не выполнена- американские участники конференции, «друзья» Азербайджана, старший научный сотрудник фонда Heritage Ариэль Коэн и председатель Института Центральной Азии и Кавказа Фредерик Стар?