Путин между Саргсяном и Алиевым
Состоялась встреча президента Российской Федерации Владимира Путина с президентом Армении Сержем Саргсяном, находившимся в России с рабочим визитом.
«То, что это первая заграничная поездка именно в Москву, это закономерно. Россия — наш стратегический партнер, наш союзник, и этим все сказано», — многозначительно заявил Серж Саргсян при встрече со своим российским коллегой. При этом он специально подчеркнул, что ранее Армению с визитами посетили министр обороны Сергей Шойгу и начальник Генштаба Валерий Герасимов. Это является главной интригой нынешнего российско-армянского саммита. По логике, поддержка Москвы Сержа Саргсяна в ходе состоявшихся непростых президентских выборов определила — помимо официально обозначенных — двухсторонние отношения, положение в регионе, карабахский конфликт и интеграционные процессы на постсоветском пространстве — другие темы в переговорах лидеров двух стран.
Отметим некоторые моменты. Переговоры на высшем уровне прошли в момент, когда в российско-азербайджанских отношениях стали обозначаться определенные проблемы. Назовем только факты: Россия покидает РЛС в Габале, совместное решение Азербайджана и Турции о строительстве газопровода TANAP, негативное отношение официального Баку к идее создания в России «Союза миллиардеров», усиления военной кооперации между Россией и Арменией, и отсутствие с момента нового президентства Владимира Путина контактов на высшем уровне между Москвой и Баку. Но наиболее острой остается по-прежнему проблема карабахского урегулирования.
В новой внешнеполитической стратегии России отмечается, что «Россия продолжит активно содействовать на основе уважения достигнутых ранее договоренностей политико-дипломатическому разрешению конфликтов на пространстве СНГ, в частности, армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта на основе принципов, отраженных в заявлениях президентов России, Франции и США, данных совместно с другими сопредседателями Минской группы ОБСЕ в 2009-2011 годах». В данном случае обращает на себя внимание «развод» армяно-азербайджанского и карабахского конфликтов. Это – во-первых. Во-вторых, речь идет о стремлении России претворить в жизнь обновленные Мадридские принципы, на основе которых сейчас и ведутся переговоры Минской группой ОБСЕ и против которых выступает Азербайджан.
Когда Ереван заявил о своем нежелании вступать в Таможенный или Евразийский экономический союз, то у Баку появился соблазн сыграть с ним вместе на антироссийском направлении. Но для этого необходимо было осуществить филигранную дипломатию: подтолкнуть Турцию к ратификации цюрихских протоколов о нормализации отношений с Арменией, начать с Ереваном двухсторонний диалог по карабахскому урегулированию в обход Минской группы ОБСЕ, включить экономические и другие механизмы по выстраиванию отношений со Степанакертом, отказаться от информационной войны и еще многое другое. Не получилось, поскольку во взаимоотношениях с Арменией Азербайджан окончательно разорвал региональную систему взаимодействия. Поэтому рывок Баку в сторону Запада на фоне вроде бы прозападной политики Еревана выглядит фальстартом.
В свою очередь Москва, устраняясь от инициативной политики на карабахском направлении, перестала прикрывать политику Вашингтона в отношении Карабаха в ситуации, когда, по словам старшего эксперта по вопросам Европы и Евразии Американского совета по внешней политике Уэйн Мери, «степень влияния США на этот конфликт стала выглядеть недостаточной». Как констатирует глава азербайджанского Центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, «Обама просто закрывает глаза на активизацию роли России на Южном Кавказе и имитируют там присутствие там своей силы». Более того, как прогнозировалось американским Центром стратегических и международных исследований в докладе «Анаконда», «в случае какой-либо нестабильности Армения, скорее всего, обратится не к Америке, а к своему стратегическому партнеру России». Что и произошло. Это — первый момент. Второй: Армения сохраняет стратегическое партнерство с Ираном, в то время как в Тегеране продолжают смотреть на Баку в качестве одной из потенциальных площадок в случае нанесения по нему военного удара. В случае налаживания диалога Ирана с Западом, именно Армения может выступить в роли посредника в таких переговорах, а не Баку или Анкара, действующие в отношении Тегерана непоследовательно и неэффективно. К тому же приход к власти в соседней Грузии новых политических сил, как не крути, если не разрушает, то модернизирует в сторону интересов Грузии некогда существовавшее с Азербайджаном монолитное геополитическое партнерство.
Таким образом, можно сделать вывод: в силу причин как объективного, так и субъективного свойства, Армения стала перехватывать геополитическую инициативу в Закавказье. Неслучайно накануне визита Саргсяна в Москву в Ереван высадился десант европейских чиновников: председатель германского Бундестага, министр иностранных дел Литвы, спецпредставитель ЕС на Южном Кавказе, заместитель министра иностранных дел Великобритании Саймон Фрейзер, и даже министр обороны Грузии.
Существует несколько вариантов развития ситуации.
1. США дотянут представление своего плана по карабахскому урегулированию, о котором сообщают американские СМИ, до глубокой осени 2013 года, когда в Иране и в Азербайджане пройдут президентские выборы. И после этого станут выстраивать свою новую политику в Закавказье. Что же касается карабахского плана, то он будет состоять все из тех же Мадридских принципов с некоторыми «американскими деталями». Как пишет бакинский политолог Зардушт Ализаде, «поддержка сепаратистов Нагорного Карабаха — это общая политика поддержки Армении. Здесь нет ничего невероятного».
2. До начала зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году Москва будет предпринимать усилия с целью нейтрализовать потенциальные угрозы дестабилизации в Закавказье, пытаться не дать разгуляться силам, стремящихся взять реванш за неудачи в ходе карабахской войны. В этой связи Баку будет получать сигналы из Москвы о проявлении осторожности на карабахском направлении, настаивать на том, чтобы конфликтующие стороны вернулись к подписанной в 2008 году московскую декларацию по карабахскому урегулированию, в которой письменно зафиксировано согласие решать проблему только мирным путем.
3. Армения находится в блокаде. Но даже в таких условиях инвестиции России в экономику Армении составляют 50% от всего объема инвестиций в эту страну — более 3 млрд. долларов. Это — мало. Поэтому на переговорах с Сержем Саргсяном Владимир Путин заявив, что Россия намерена наращивать объем инвестиций в экономику Армении. Тем более что две страны активно действуют и в сфере безопасности и взаимной обороны, сотрудничают в рамках ОДКБ.
Одним словом, взаимоотношения России и Армении начинают приобретать характер нового качественного стратегического партнерства, при котором каждая сторона решает, прежде всего, свои национальные интересы. При этом и Азербайджан не перешел опасной «красной линии» и сохраняет реальные шансы изменить ситуацию, поскольку под его отношениями с Россией заложен более серьезный экономический фундамент. Главное — правильно и грамотно использовать накопившийся двухсторонний политический потенциал, чтобы открыть для себя новые политические и геополитические перспективы.
Станислав Тарасов
Источник: ИА REX