Азербайджан точит ножи а Армения роет окопы
Территория постсоветского пространства уже не раз становилась ареной затяжных вооруженных конфликтов, которые, как правило, не прекращались, а затухали благодаря усилиям международных посредников, чтобы через некоторое время разгореться вновь.
В настоящее время все больше обостряется азербайджано-армянский конфликт, особенностью которого являются не только неразрешимые противоречия по вопросу признания Нагорно-Карабахской Республики (НКР), но и столкновение в этом регионе интересов как глобальных, так и региональных акторов международных отношений. Среди них, собственно, ОДКБ (Армения), ГУАМ (Азербайджан) и НАТО (Турция, США), а также Израиль и Иран. Пожалуй, для новой мировой войны не хватает только Китая.
Для мирного разрешения указанного конфликта в рамках ОБСЕ была создана Минская группа, которая предприняла ряд безрезультатных инициатив по стабилизации обстановки на основе существующего статуса-кво, сложившейся в результате принятой при посредничестве России 12 мая 1994 г. «Договоренности о порядке реализации Протокола от 18 февраля 1994 г.» Согласно этому документу, Баку потерял контроль над значительной частью своей территории. К слову, министр обороны Азербайджана (в то время Мамедраффи Мамедов) так и не подписал эти договоренности. Таким образом, в условиях отсутствия даже призрачной возможности разрешения конфликта мирным путем, власти Азербайджана все больше склоняются к решению проблемы НКР силовым методом.
Азербайджан точит ножи
Военно-политическое руководство Азербайджана, всеми силами наращивая военную мощь, стремится изменить баланс сил в регионе. На достижение этой цели уходит львиная доля госбюджета, который, в свою очередь, в основном формируется за счет добычи и экспорта углеводородов. Военные расходы Азербайджана растут с каждым годом и, по оценкам некоторых экспертов, в 2012 г. достигли 3,2 млрд. долл. США.
Баку проводит активную внешнюю политику в регионе и за его пределами, которая направлена на развитие торговых отношений, военного сотрудничества, а также на вытеснение Армении из региональных проектов. Самым близким союзником Азербайджана в регионе стала Турция, с которой 16 августа 2010 г. был заключен Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи. Согласно этому документу, страны обязуются оказывать взаимное содействие в случае вооруженного нападения или агрессии в отношении друг друга, используя все возможные средства. Это, по сути, означает, что если Ереван окажет прямую военную помощь НКР (которая расположена на признанной международным сообществом территории Азербайджана) в борьбе за независимость от Баку (а это может привести к вооруженному конфликту между странами), то Турция обязана будет выступить на стороне Азербайджана. А это уже может вылиться в противостояние на уровне ОДКБ и НАТО.
Другим нетрадиционным для мусульманского Азербайджана, но не менее важным союзником в регионе стал Израиль. Важно отметить, что Тель-Авив не только поставляет в Баку современные вооружения и военную технику (в частности БПЛА), но и поддерживает антииранские настроения, в частности, идею о создании «Великого Азербайджана».
Так, в начале 2012 г. группа депутатов азербайджанского парламента выступила с инициативой о переименовании страны в Северный Азербайджан, намекая на часть территории современного Ирана с преимущественно азербайджанским населением общей численностью около 9 млн. человек. Хотя, как отмечают эксперты, говорить о реализации планов Баку по воссоединению исторических земель можно только в условиях сильной внутренней нестабильности в Иране или военной интервенции со стороны западных стран и США.
Армения роет окопы
В свою очередь Армения, заинтересованная в сохранении текущего статуса-кво, вынуждена была также включиться в гонку вооружений. Официальный военный бюджет Армении на 2012 г. составил около 400 млн. долл. США (около 17% ВВП), но это без так называемой «помощи из-за рубежа». По мнению экспертов, с ее учетом оборонные расходы страны могут вырасти в разы. Кроме того, небольшое население (около 3,1 млн. человек), отсутствие богатых сырьевых месторождений и ограниченность других внутренних ресурсов Ереван компенсирует за счет проведения активной внешней политики.
Одним из важнейших факторов, способствующих удержанию Арменией своих позиций, является мощная национальная диаспора, которая не раз активно лоббировала проармянские решения в правительствах различных стран. Так, под давлением армянского лобби сенатом США была принята 907-я поправка к «Акту в поддержку свободы», которая запрещала оказание помощи Азербайджану до тех пор, пока Баку не прекратит блокаду и военные действия против Армении и НКР (поправка была временно отменена 11 сентября 2001 г.). Следует отметить, что новый госсекретарь США Джон Керри активный член группы по поддержке армянских интересов в Конгрессе.
Кроме того, с 15 мая 1992 г. Армения присоединилась к ОДКБ, что обеспечивает ей помощь стран блока в случае агрессии со стороны Азербайджана. При этом важно понимать, что НКР не является территорией Армении. Азербайджан 20 апреля 1994 г. также присоединился к ОДКБ, однако ввиду отсутствия прогресса по вопросу НКР 2 апреля 1999 г. не продлил Договор о коллективной безопасности и вступил в альтернативную организацию – ГУАМ.
Следует отметить, что Россия, впрочем, как и США, выступая за мирное урегулирование конфликта, активно торгует вооружением, как с Баку, так и с Ереваном. Также в Армении дислоцируется 102-я российская военная база, а в Азербайджане, до последнего времени (срок аренды истек 31 декабря 2012 г.) Москва арендовала Габалинскую РЛС.
Так кто будет играть в шахматы?
Выступая за мирное разрешения спора о статусе НКР, все заинтересованные страны хорошо понимают, что очередное вооруженное противостояние в регионе не так уж призрачно. При этом определить агрессора будет непросто.
Начинать эту шахматную партию, вероятней всего, придется Азербайджану – он играет белыми. Причем агрессором его назвать сложно: фактически он восстанавливает свой суверенитет и территориальную целостность согласно статьи 4 «Декларации ООН об укреплении международной безопасности» от 16 декабря 1970 г. В свою очередь, НКР играет черными – согласно праву на самоопределение народов (статья 3 «Декларации ООН о правах коренных народов») будет активно защищаться. Высока вероятность того, что Степанакерт запросит помощи у Еревана, который присоединится к черным. В ответ на это, в соответствии с Договором о стратегическом партнерстве и взаимопомощи, Азербайджану поможет Турция – присоединится к белым. Тут следует отметить, что в пылу сражения «горячие» азербайджанские или турецкие парни могут «случайно» задеть гражданские или военные объекты на территории Армении, в том числе и 120-ю российскую военную базу, но это уже будет совсем другая история.
Как показывает опыт возникновения региональных конфликтов последних десятилетий, в таких ситуациях нужен только «казус белли», и тогда крупные игроки (вроде России и США) уже не обращают внимание ни на какие договоренности, а просто реализуют свои интересы. Причем, чтобы эти интересы не оказались слишком затратными, они стараются втянуть в войну побольше своих союзников. Так уже было в Афганистане, когда США убеждали, и не безуспешно, что от участия стран НАТО в миссии МССБ в Афганистане зависит их безопасность. Взамен эти страны получали сомнительные политические или экономические выгоды и цинковые гробы со своими солдатами. Теперь такой же сценарий возможен и для стран ОДКБ, которая, к слову, создавалась на основе осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.
По сути, ОДКБ держится на статье 4 Договора коллективной безопасности, где четко сказано: «В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами». Причем, как обычно, значения понятий «агрессия» и «военная помощь» жестко не определены, что дает определенное пространство для маневра.
В настоящее время в распоряжении ОДКБ имеются Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) и миротворческие силы, которые могут быть оперативно задействованы в стабилизации ситуации на Южном Кавказе. Но есть небольшая оговорка: они могут быть привлечены только с согласия национальных правительств. Вот эта маленькая юридическая тонкость сегодня играет важную роль. Она защищает белорусских парней из 103 отдельной гвардейской мобильной бригады (КСОР) от возможного похода в «кровавую баню». Сомнений нет, военнослужащие Беларуси с честью выполнят приказ. Вот только поймет ли белорусский народ, во имя каких благих целей была необходимость проливать кровь у подножья Карабахского хребта?
Автор: Сергей Бирич