Турция приближается к зоне риска
Премьер-министр Турции недавно заявил, что ему надоело упрашивать Евросоюз принять Турцию и та размышляет о вступлении в ШОС. Пока члены этой организации обдумывают намерения Эрдогана, тот едет в Чехию. Премьер Нечас заявляет о традиционной поддержке усилий Турции по интеграции в ЕС, отмечает радиостанция «Голос России».
Турция на международной арене непредсказуема и переменчива, чем и интересна. Премьер-министр Эрдоган не так давно заявил, что надоело ему упрашивать Евросоюз принять в свои нестройные ряды Турцию и что та, пожалуй, подумает о вступлении в Шанхайскую организацию сотрудничества. Эксперты ахнули: обмен явно неэквивалентный. Но пока страны – члены ШОС обдумывают намерения турецкого премьера, тот едет в Чехию, где уже чешский премьер Нечас заявляет о традиционной поддержке усилий Турции по интеграции в ЕС.
Хорошо бы, отвечает Эрдоган. А то Турция стоит «у ворот Евросоюза» уже несколько десятилетий, и торможение интеграции в ЕС является «непростительным». И напоминает, что на территории ЕС проживают сейчас пять миллионов турок. И потому следует закончить процесс интеграции.
Наличие мигрантов – это вообще-то не интеграция. Этак и Алжир заявит об интеграции с Францией. Тем более что в таких рассуждениях упускается порой этнический состав мигрантов из Турции, среди которых велик процент курдов, далеко не всегда лояльных Анкаре. Да и экономически Турция находится в лучшем положении, чем ЕС в целом, в котором Чехия, кстати, является сейчас сильным звеном. Многие полагают, одна из причин состоит в том, что она что воздерживается от вхождения в зону евро. И с этой страной у Турции отношения развиваются прекрасно, особенно в области энергетики.
Вместе с тем отношения Чехии с Турцией развиваются прекрасно, особенно в области энергетики. Забавная историческая параллель: Турция всегда играла позитивную роль в развитии чешских земель. В раннее Новое время, когда Османская империя подчинила Венгрию и угрожала Вене, многие венские аристократы перебрались в Прагу, где долгое время пребывал и император. Благодаря этому город получил весьма заметный импульс развития.
Сейчас время угроз и войн прошло, но Турция пока не принята в семью европейских народов. Поэтому и звучат столь противоречивые заявления. Угроза вступления в ШОС – это еще ничего. Премьер-министра Эрдогана не смутило другое. Осенью прошлого года министр экономики Турции Зафер Чаглаян назвал Евросоюз самой лицемерной организацией в мире, уже пятьдесят лет заставляющей Турцию ждать у его двери. Заодно он высмеял и вручение Евросоюзу Нобелевской премии мира.
Многие эксперты говорят, что Турции с ее растущей экономикой незачем связываться с Евросоюзом, переживающим не лучшие времена. Однако настойчивость Эрдогана, возможно, связана с не самым благоприятным экономическим прогнозом для его страны.
По мнению ряда экспертов, Турция приближается к зоне риска: в ближайшие шесть месяцев дефицит счета текущих операций может превысить 30 млрд долл., однако пока неясно, сохранится ли текущий уровень притока средств, учитывая высокие оценки на рынках акций и облигаций. Центробанку Турции придется существенно ужесточить условия монетарной политики. То есть действовать в том же направлении, что Европейский центробанк, но без его поддержки.