Последнее пристанище евразийской идеи
Владимир Путин фактически признал нежизнеспособность евразийской идеи, приказав ФСБ защищать евразийскую интеграцию. Если интеграция нуждается в защите спецслужб, особенности и методы работы которых хорошо известны, то можно представить, что это за интеграция. У авторов идеи, видимо, настолько мало аргументов, что осталось прибегнуть к силе.
Советская идеология тоже долгое время сохранялась и защищалась при помощи силы — КГБ — но успеха это не принесло. Долгие годы осуществлялись репрессии, десятки, если не сотни тысяч людей потеряли свою молодость, исковерканы были семьи и судьбы, но советская идея все равно рухнула, и построенного на ней государства больше не существует.
Никакую идею нельзя сохранить силой. Силой решаются только политические задачи или приобретаются геополитические выводы. Ирак, Афганистан — также примеры обреченности попыток насильственного внедрения демократии. Иностранные войска имеют там всего лишь эффект присутствия, а демократические идеи продолжают оставаться для народов чуждыми.
Евразийскую же идею предлагается не защищать, а внедрять силой. Это может привести к очередному периоду репрессий, которые все равно эту идею не спасут — она должна быть привлекательной для государств, которым предлагается, сама по себе.
Успех любой интеграции гарантирован тогда, когда ее субъектам предложены достойные взаимовыгодные условия, которые, если даже и подразумевают какое-то ограничение независимости, то на принципах взаимного равенства, а не в угоду «крестному отцу» этой интеграции, для которого эта идея служит рычагом управления субъектами.
Защищенная или навязанная ФСБ интеграция еще больше отбросит назад ее и без того отставших субъектов. И если последним аргументом осталась ФСБ, то не лучше ли просто отказаться от идеи и двигаться вперед.
Акоп Бадалян
ЛРАГИР