«Kulturа.az»: Вы когда-либо задумывались, почему азербайджанцев считают людьми из каменного века?
«Акраму Айлисли нужно бежать»,- пишет автор Лала Исмаилзаде на сайте «Kultura.az» в статье о травле автора романа «Каменные сны» и задается вопросом, как может живущая при авторитарном режиме толпа быть терпима к особому мнению.
«Сегодня директора школ как по команде проводят собрания, пропагандируя объявление Акрама Айлисли «изменником родины». Говорят, такие «заседания бюро» проходили и при Сталине»,- пишет автор и отмечает, что на одном из азербайджанских телеканалов прозвучал призыв отнять у Айлисли все имущество и раздать переселенцам, видимо, в надежде решить за счет писателя проблемы нищих азербайджанцев.
По словам автора у Азербайджана два пути. Первый — уничтожить всех инакомыслящих литераторов, критикующих азербайджанское общество, и вычеркнуть из истории любые положительные упоминания об армянах. «Что писал Сабир про азербайджанцев? «Где вижу мусульманина — боюсь». Смотрите, он не армянина боится, а мусульманина. На публикацию его стихов после смерти армяне собрали денежные средства и помогли»,- отмечает автор и добавляет, что по этой логике надо из азербайджанской истории вычеркнуть и Мирзу Фатали Ахундова, ведь один из героев его комедии «Гаджи Гара», слоняющийся без дела признается, что не армянин, чтоб работать весь день с мотыгой в руках.
Ахундзаде в этой пьесе описывает азербайджанцев как склочных людей и разбойников. А Огана, Саргиса и других армян представляет законопослушными и добродетельными. «И что, теперь так же положить произведения Ахундзаде в гроб и похоронить?»,- задается вопросом автор.
«Второй путь — понять, почему, несмотря на нашу экономическую мощь, нас в мире не уважают? Вы когда-либо задумывались над тем, почему азербайджанцев считают людьми из каменного века? Поколение, которое представляет нас в мировой культуре, вымирает, оно ведь не будет жить вечно. А на смену им идет поколение музыки рабис, с топором в руках и прославившееся торговлей картошкой и луком. Что нам делать? Сплотиться вокруг топора и уничтожить наши памятники культуры или относиться с уважением к свободе слова и пытаться представить себя цивилизованным обществом?»,- пишет автор.