Разделённость не должна перейти в разобщённость!
Проблемы лезгинского и аварского народов, разделённых границей между Россией и Азербайджаном, стали, наконец, обсуждаться. Это очень радует, учитывая долгое замалчивание темы. Есть и первый успех – проведение конференций по проблемам этих народов в Москве, Шуши и Ереване. Содержательные и яркие доклады их участников сделали достоянием гласности бесправие коренных народов бакинского султаната, сталкивающихся с угрозой насильственной тюркизации.
Но вопрос выходит за рамки сохранения идентичности этих народов. Под угрозой их существование! Баку использует лезгин, аварцев и талышей как пушечное мясо в войне против армян. Место этих народов в статистике потерь ззербайджанского воинства несопоставимо с их долей в населении страны, заявляемой властями. Баку утверждает, будто Азербайджан подаёт пример «терпимости и уважения к правам человека», но о каких правах идёт речь, когда людей против воли гонят под пули лишь за то, что они не сподобились родиться тюрками? Фактически, как неоднократно писал об этом Левон Мелик-Шахназарян, в Азербайджане возрождены традиции недобровольного янычарства.
Руководство Дагестана не вполне сознаёт свою ответственность за судьбу ведущих по численности народов края, что, скорее всего, объясняется инерцией мышления. Мы уже отмечали, что большевики задумывали Дагестан не как очаг для потомков древних албанов, а как тюркский домен на российском Северном Кавказе. Новые документальные свидетельства подтверждают этот тезис. Ясно, что будущее лезгин и аварцев зависит не только от их способности постоять за себя в Азербайджане, но и от переустройства Дагестана. Сложившаяся в этом крае ситуация даёт бакинским смутьянам возможность манипулировать настроениями молодёжи, выражающей, с полным к тому основанием, недовольство условиями жизни на родине.
Настроения безысходности делают Дагестан идеальным полигоном для терроризма и ненужных лезгинам и аварцам антирусских диверсий. Отсутствие у этих народов единого центра, направляющего энергию молодых людей в конструктивное русло, приводит к тому, что их используют как янычар не только против Армении и Арцаха, но и против России. Это делается в рассчёте на неискушённость молодёжи, причём под флагами Ислама, вывернутого бакинскими эмиссарами наизнанку. Это вполне доказала полемика Гейдара Джемаля с Павлом Зарифуллиным полтора года назад, в ходе которой Джемаль призвал Москву «отпустить Кавказ и выстраивать с ним и «Великим Тураном» горизонтальные отношения» (никого не удивило то, что подобный призыв исходит от гражданина Российской Федерации).
Джемаль подкрепил этот лозунг не выдерживающей никакой критики ссылкой на «цивилизационную несовместимость» России и Кавказа. Этот довод опровергается последней волей имама Шамиля, завещавшего своему народу верность России и её царю. Джемаль видит «цивилизационную несовместимость» там, где её преодолел, успешно и мудро, сам Шамиль. Желание демагога, лгуна и труса казаться большим имамом, чем Шамиль, не должно удивлять. Но, болтая о несовместимости России с Кавказом, он забывает сказать, что история подтвердила мудрость имама Шамиля.
Экономика Дагестана, при всей порочности его первоначальной миссии, успешно развивалась и он был не худшим местом проживания в Союзе, пока тот не распался и идеологический вакуум не стал заполнять мутный поток пантюркистских идей в исламском обличьи. Смысл призыва к уходу России с Кавказа вполне проясняется, если вспомнить известную в уголовном мире категорию «кроликов». Этим словом обозначают зеков, которых склоняют к совместному побегу. «Кроликов» убивают и съедают в случае изнурительного перехода по незаселённой местности. Именно эту роль Баку отводит российским лезгинам и аварцам. Азербайджану нужна земля, а не присутствие на ней этих народов. Иначе Баку не праздновал бы изгнание лезгин из Урьян-Убы и Храх-Убы так шумно и помпезно, а обустроил бы их быт на земле, полученной им в дар (непонятно, за какие заслуги) от Москвы.
Джемаль призывал Россию уйти из Кавказа, зная, что в Кремле тогда преобладали либеральные настроения. Сейчас, когда эти настроения сменил курс на укрепление единства и мощи России, старый лис проповедует «исламский интернационализм», выпячивая свою показную ненависть к Западу в угоду российскому общественному мнению, уязвлённому нескрываемой русофобией евроатлантического сообщества.
Антизападничество Джемаля представляет собой такую же ложь, как и его тезис о «несовместимости» России и Кавказа. Он попытался представить Азербайджан как «наднациональную» общность, включающую разделённые народы, на конференции в Москве, но это попытка провалилась. Почему коренные народы Кавказа обязаны быть частью Азербайджана, не признающего их права на идентичность и наследие предков, но добиваться выхода из состава России, в которой у них есть автономия? Пусть на этот вопрос ответит сам «исламский философ».
Общие выводы
1. Коренные народы Азербайджана стоят перед реальной угрозой уничтожения, т. к. пантюркизм, ставящий целью захват их земель, ещё не устранён с политической арены. Угроза не ограничивается пределами Азербайджана. Она распространяется и на Дагестан, служащий как бы геополитическим мостом между Азербайджаном и российским Поволжьем с его тюркскими автономиями.
2. План уничтожения лезгин и аварцев очень прост. В Азербайджане их устраняют, отправляя на самые опасные участки границы с армянскими государствами, а на Северном Кавказе – рекрутируя молодёжь для участия в джихаде, от которого сами кукловоды этого кровавого спектакля предпочитают держаться как можно дальше. Баку хочет взять Дагестан голыми руками, убрав из него русское население руками повстанцев, и дагестанское население в ходе подавления бунта российской армией. Дагестан превращается в выжженную землю, что не отвечает интересам его гордых и доблестных сынов, но полностью отвечает интересам Баку.
3. В сохранении присутствия потомков древних албан на их исторических землях заинтересованы только Армения, связанная с ними историческими узами, и Россия, поддержкой которой в решении вопросов этих народов необходимо заручиться.
Предложения
1. Необходимо изменить формат Дагестана. Достичь этой цели проще, чем кажется. Нет надобности изобретать велосипед – достаточно применить опыт, оправдавший себя на практике. Кантонизация Дагестана на швейцарский лад на основе согласия между его народами может достаточно быстро оздоровить ситуацию в стране. Надо только подключить к решению этой задачи самые патриотичные силы в обществе, людей, понимающих, что единству народов, имеющих общее происхождение, нет и не может быть альтернативы. Только кантонизацию, а не отделение от Дагестана (к которому призывают отдельные патриоты-лезгины), можно считать оправданным с точки зрения истории (и просто здравого смысла) решением проблемы. Отделение приведёт только к ослаблению общего фронта борьбы. Да и как можно отделяться от братьев? Лезгины и аварцы являются потомками албанов, они обречены на единство.
Вторым преимуществом этого решения является относительная лёгкость его претворения в жизнь, учитывая, что речь идёт лишь о реформе существующей системы управления, а не о перекройке границ. Апелляция к швейцарскому опыту, действительно оправдавшему сеебя на практике может внушить народу оптимизм, столь необходимый ему сегодня. Чем дагестанцы хуже тех же швейцарцев? Только тем, что у них нет видения своего будущего, но это вполне поправимо.
2. Многое из того, что терзает Дагестан, можно объяснить кризисом идентичности его народов. Если бы они помнили о своих албанских корнях, Азербайджан не смел бы столь нагло посягять на наследие Албании, а дагестанская молодёжь не искала бы решения своих проблем в кровавых бессмысленных терактах. Борьбу за спасение идентичности надо начинать уже сейчас. Необходимы новые учебники, излагающие настоящую, а не отредактированную в период сталинизма историю Албании. В своих недавних статьях я предлагал переименовать Дагестан в Северную Албанию, но эта идея может показаться чуждой людям, которых слишком долго отучали и отлучали от собственной истории. Другим решением могло бы быть переименование края в Северный Дагестан.
3. Изложенные выше идеи не должны казаться несбыточными и утопичными. Всё в ваших руках, а отношения между Москвой и Баку переживают не лучшие времена, чем грех не воспользоваться. Если бы лезгины заставили Азербайджан считаться со своей волей, Баку не посмел вести с Москвой наглый базарный торг вокруг аренды Куткашенской (пардон, “Габалинской“) РЛС, располовенной рядом с развалинами столицы древней Албании.
Александр МИКАЭЛЯН
ВОСКАНАПАТ