«Детское Евровидение» – война для взрослых
Приводим статью журналиста Уильяма Ли Адамса, опубликованную в американском журнале «The Atlantic», со значительными сокращениями:
«Детское Евровидение», которому исполняется 10 лет, является побочным продуктом «Евровидения» – сверхпопулярного и широко высмеиваемого общеевропейского песенного конкурса, давшего миру «ABBA», Селин Дион, «Jedward» и Оливию Ньютон-Джон. С аудиторией более 20 миллионов человек в Европе, бывшем Советском Союзе и Австралии «Детское Евровидение» остается крупнейшим песенным конкурсом мира для детей в возрасте от 10 до 15 лет. Для правительств, которые финансируют конкурсантов и их хореографов, вокалистов, режиссеров, художников по костюмам, пиар-группы и сопровождающих, это также массивное применение мягкой силы.
Израиль начал всеобщее наступление очарованием весной, с общенационального прослушивания, в результате которого были выбраны шестеро детей российского, йеменского, индийского и израильского происхождения. Оригинальная трехминутная песня, которую израильтяне написали для конкурса,– ода миру под названием «Пусть музыка победит»,– получила новое значение в свете последних событий. Перед финалом 13-летний Даниэль Пружанский без переводчика сделал резюме: «Музыка объединила людей, и музыка объединила нас».
Не все страны усвоили этот мессидж, а некоторые ведут бой чужими руками через голосование «Евровидения». Армения и Азербайджан, заклятые враги, которые вели кровавую войну из-за Нагорного Карабаха в начале 1990-х годов, переносили свой политический тупик в конкурсы для взрослых и детей в течение многих лет. Армения отказалась от «Евровидения» в прошлом году, потому что оно проходило в Баку, столице Азербайджана. А в 2009 году сотрудники безопасности Азербайджана задержали азербайджанских граждан, которые голосовали за конкурсанта из Армении. Детский конкурс не застрахован от дрязг. В 2010 году государственная вещательная компания Азербайджана, которая транслировала «Детское Евровидение», но не послала конкурсанта, прекратила прямую трансляцию сразу после того, как стало ясно, что 12-летний армянский мальчик победил. Его песня не имела политического мессиджа: он просто напевал о школьной страсти.
Учитывая значение, которое придается конкурсу, неудивительно, что Азербайджан, который дебютировал на «Детском Евровидении» в этом году, сделал все по максимуму. Вместо того, чтобы позволить своим участникам написать свои собственные песни, богатая нефтью страна поручила эту задачу британским авторам и продюсерам. Она также наняла Максима Недолечко, одного из самых известных поп-хореографов России, и заплатила российской продюсерской компании, которая специализируется на детских программах, чтобы сделать для них костюмы и постановку. В официальной программе в биографии азербайджанской вокалистки говорилось, что ее «величайшее желание – суметь достойно представить Азербайджан».
Взрослые, возможно, использовали их в качестве пешек в своем геополитическом позиционировании, но дети были в блаженном неведении относительно всего этого. Во время репетиций армянские и азербайджанские участники хлопали друг другу, хотя их инструкторы и не делали этого.
Организаторы хотят сохранить эту невинность, и им нужно сделать это, чтобы и дальше сохранить «Детское Евровидение». В 2005 году представители французского телевидения назвали «Детское Евровидение» «вульгарным» и вышли через год после участия. В последующие годы все больше стран, включая Данию, Норвегию и Великобританию, последовали этому примеру.
По итогам конкурса Израиль финишировал восьмым среди 12 финалистов. Азербайджан финишировал предпоследним – или, как Баку, вероятно, видит, на восемь мест ниже Армении.