Рецензия на фильм «Деревенька моя центральная»

30 Дек 2016 | Автор: | Комментарии к записи Рецензия на фильм «Деревенька моя центральная» отключены

Следовало бы, очевидно, начать с какой-нибудь патетической фразы.

Скажем, высказать радостное удивление по поводу выхода на наши экраны фильма Иржи Менцеля. Однако боюсь, что подавляющее большинство читателей откликнутся на эту патетику традиционным «Ну и что?». У нас сейчас все время выходят фильмы крупных мастеров — прошли те времена, когда за рубежом приобреталась непонятно кем сотворенная серятина. Да и потом (может, кто вспомнит?), «Деревенька моя центральная» — не первое наше знакомство с Менцелем. В середине семидесятых можно было увидеть ленту «Кто ищет золотое дно», в конце семидесятых — «Сказочно удачливых мужчин», а в начале восьмидесятых — «В добрые старые времена…»

06 Иржи Менцеле последние двадцать лет писать было нельзя. Даже упоминание этого имени вызывало начальственное неодобрение. Считалось, что о нем уже все написано и сказано в 1968 году, когда чехословацкая перестройка погибла под гусеницами танков. Менцель так же, как и его коллеги по кинематографической «новой волне» шестидесятых годов — Вера Хитилова, Милош Форман, Ян Немец…— был окрещен отступником, предателем и ревизионистом. Злобная ярость газетных проклятий достигла апогея в знаменитой статье В. Большакова «Как это делается», опубликованной в «Комсомолке» 27 декабря рокового года. Вердикт идеологической инквизиции был выражен печально известной фразой: «форманы, менцели, немцы и им подобные…» Именно так. С маленькой буквы.

Милош Форман и Ян Немец обосновались в Америке. Менцель остался в Праге. Однако милостивое соизволение на продолжение работы в кино он получил лишь в 1974 году. Узнать в режиссере фильма «Кто ищет золотое дно» всемирно знаменитого мастера было абсолютно невозможно, и посему лента была приобретена для нашего проката, в котором, впрочем, практически не демонстрировалась. «Сказочно удачливые мужчины» были произведением легким, изящным и очень по-менцелевски грустным, но и его было трудно выловить в нашем репертуарном потоке. Замечательный фильм «Воспоминания» («В старые добрые времена») имел все основания стать одним из фаворитов проката, но вскоре после выпуска московскому начальству позвонило начальство из Праги и посоветовало снять этот фильм с экранов. Просьба друзей была удовлетворена.

Так в чем же дело? В чем причина стойкой начальственной ненависти к высокому, худому, нескладному человеку в очках? Безусловно, в том, что Иржи Менцель — непримиримый сын «пражской весны», хранящий святую верность ее идеям и лозунгам. Любопытно, однако, что почти ни в одном менцелевском фильме, включая знаменитые работы шестидесятых, не найти прямой, открытой политизированности. Действие его картин либо вообще разворачивается в досоциалистический период, либо располагается в тех сферах человеческого бытия, которые принципиально аполитичны.

Ведь что такое «Деревенька моя центральная»? Это рассказ о добром, смешном и придурковатом сельском чудаке. Земляки потешаются над ним, злословят по поводу его нескладности, а частенько даже лупят. Но когда Отик (так зовут героя) уезжает из деревни, все понимают вдруг, что без него и работа не спорится, и утро не такое свежее, и сельские красотки не такие уж сногсшибательные…

Тема смешного, надоедливого, всем мешающего чудака, на поверку оказывающегося той самой «солью земли», без которой жизнь пресна, очень близка нашему национальному мировосприятию. Знаменитый русский Иван-дурак или, скажем, современные чудики Василия Шукшина являют собой всем известные и всеми любимые вариации этой темы. Однако между чудаками, к примеру, Шукшина и чудаками Менцеля есть существенная разница. Мешковатость и неумелость русского чудака — лишь внешняя оболочка, под ней скрываются золотые россыпи души, которые в один прекрасный момент прорывают эту оболочку. И тут же исчезает мешковатость, и чудак показывает всем не только скрытое доселе благородство, но также стать, удаль и силу. Всем становится ясно, что только на нем — гонимом, третируемом и презираемом чудаке — все в этом мире держится.

На чудаке Иржи Менцеля в этом мире не держится ничего. И в момент просветления односельчане Отика не видят в нем ни стати, ни силы. Они понимают, что не хватало им его такого, каким он был и будет всегда. Без него не только можно жить, без него жить гораздо спокойнее. Никто не лезет под руку, не садится в тарелку с супом, не оказывается в машине, когда туда загружают стройматериал, не покушается на прочность деревенских столбов… Но на поверку оказывается, что спокойная жизнь без Отика раздражает всех именно спокойствием своим. И хочется беспокойства, конфликтов местного масштаба. Хочется, чтобы что-нибудь происходило.

Но это не все. Шукшинские чудаки оказываются не только смелыми и сильными, но и смекалистыми, рачительными, по-народному оборотистыми. Отик у Менцеля не только не смекалист — он и не умен даже. Недоумок в прямом смысле этого слова. Шофер Павек, в помощниках у которого Отик трудится, немало времени тратит на то, чтобы объяснить напарнику необходимость личной гигиены. Он радуется, когда парень понимает, наконец, для чего существуют нож и вилка, но когда в искреннем стремлении угодить своему начальнику Отик опозорит его перед шоферской братией, усадив в вышеупомянутую тарелку с супом, Павек решит, что его терпению настал предел. Он откажется работать с полудурком, и тут аккурат подоспеет таинственное письмо из столицы, в котором Отика пригласят поработать в тресте «Дерево-жесть». Загадка этого приглашения вскоре раскроется — пражский начальник, возжелавший обзавестись дачным домиком, решит соблазнить недотепу прелестями столичной жизни и предоставить ему в обмен на деревенский дом квартиру в блочной многоэтажке. Отик согласится: ведь в деревне ему все равно теперь делать нечего, а в Праге так интересно: бравурные песнопения по телевизору, вода в туалете…

Следует отметить мастерство венгерского актера Яноша Бана, исполняющего главную роль. Ведь ему необходимо было дать зрителю почувствовать — именно недоразвитость Отика, лишившая его возможности нормально функционировать в обществе, оградила и от того, что (увы!) является неизменным условием этого функционирования. Отик теперь бежит из Праги потому, что и там он никому не нужен. Над ним даже не потешаются — некогда, да и не интересно. Подумаешь, придурок! Мало ли их тут ходит!..

За «Деревеньку» Менцель едва не получил своего второго «Оскара» — фильм прошел все стадии предварительного отбора и уже на заключительном этапе уступил первенство голландской ленте «Покушение». Думаю, члены Американской академии киноискусства прекрасно поняли, что легкое безумие придано герою «Деревеньки» не из желания насмешить почтенную публику. В экстравагантном Отике заокеанские вершители киносудеб без труда узнали родного брата того юного железнодорожника, о котором Менцель рассказал в своем первом и самом знаменитом полнометражном фильме «Поезда под пристальным наблюдением». Герой этой выдающейся картины, приобретенной, наконец, и для нашего проката, был вполне нормальным (волнующая его проблема эротической неопытности, в общем, довольно быстро разрешалась с помощью местной секс-бомбы), но, без всякого сомнения, являл собою классический вариант чудака. Просто тогда, в 1966 году, для проявления чудаческого отношения к миру вовсе не обязательно было ставить персонаж в положение чисто физиологической несовместимости с обществом. Ведь сам мир тогда был более чудаковат, и в Чехословакии, быть может, более, чем где-либо, понимали, что без очаровательно-странных чудаков жизнь немыслима. И, очевидно, меньше, чем где-либо, это понимали тогда наши вожди.

Так надо ли удивляться тому, что сегодня у нас «Деревенька моя центральная» мало кому известна и понятна? Ведь для целого поколения слова «чудак» и «сумасшедший» стали синонимами. Думаю, что Менцель будет более понятен и близок следующей генерации…

Ну, а как же с ответом на вопрос, почему этого режиссера так не любило начальство? Ответ довольно прост. Потому что он слишком высок, слишком нескладен. Потому что — в очках. Потому что все его экранные чудаки — это он сам.

Другие статьи категории "Шоу-бизнес":

Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

site_admin@garin-studio.ru

Об агентстве

Информационно-аналитическое агентство Реальная Армения - JanARMENIAN.Ru основано в 2010 году.

Наша цель – максимально объективное и оперативное освещение событий, их комментарий и анализ.

Cфера вещания агентства JanARMENIAN.Ru распространяется не только на Армению,но и на страны южного Кавказа, СНГ, Азию, Америку, и т.д.