Турция наступает на свободу слова
Приводим статью журналиста и обозревателя Харуна Сиддики, опубликованную в канадской «The Toronto Star», со значительными сокращениями:
Если резюмировать последние новости о Турции, можно отметить следующее: она сажает в тюрьму больше журналистов, чем Китай и Иран. Она вновь начала преследовать свое курдское меньшинство. Ее премьер-министр действует как османский султан. Так ли это?
Европейский Союз выразил «серьезную обеспокоенность» по поводу регресса в вопросе свободы слова. То же сделал Международный ПЕН-клуб и другие. Турецкие издатели, писатели и журналисты сообщают о самоцензуре в атмосфере запугивания и страха.
Сколько журналистов находится в заключении или скольким предъявлены обвинения, это предмет спора – возможно, 70 и 60 соответственно. Однако ясно одно: большинству из них были предъявлены обвинения в соответствии с законом о борьбе с терроризмом. Он слишком пространен и применяется непоследовательно. Большинство из них – курды или защитники прав курдского меньшинства. Слишком многие попали в ловушку изнурительных судебных процессов, которые часто заканчиваются годы спустя оправдательными приговорами или незначительными штрафами, и это дает основание предположить, что судебные преследования являются еще одним инструментом притеснения. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган публично ругает критически настроенных журналистов и запугивает их боссов. Запугивание происходит и в зрелых демократиях, в том числе в Канаде. Но предупреждения Эрдогана становятся угрожающими в свете задержаний и судебных разбирательств.
Его правительство утверждает, что некоторые из обвиняемых или задержанных стали мишенью не из-за их статей, а из-за их роли в двух отдельных заговорах с целью переворота, чтобы свергнуть правительство Партии справедливости и развития, или из-за пособничества и содействия воинствующим курдским сепаратистам.
Сотни нынешних и бывших представителей армии, разведки и сферы безопасности привлечены к суду за заговор с целью переворота. Они якобы планировали убить нобелевского лауреата Орхана Памука и взорвать православные, армянские и еврейские учреждения, чтобы обвинить «исламистское» правительство и свергнуть его.
Массовые аресты пошли далеко за пределы ловли террористов и заговорщиков, дабы смести тех, кто явно не принадлежит ни к одной группе и наказывается только за мирное инакомыслие.
Есть и другой игрок в саге. В рамках условий для вступления в Европейский Союз Эрдоган реформирует судебную систему. Система долгое время была закрытым цехом, который контролировал назначения судей и прокуроров. Он расширил круг кандидатов, но старая гвардия остается на месте. «У нас еще есть авторитарная культура защищать государственные интересы против прав личности»,– сказал старший судья в Анкаре.
Некоторые судьи и прокуроры, может, выступают также в качестве политической оппозиции по отношению к правительству, которое им не нравятся. Некоторые новые назначенцы, может, выполняют заказы нынешнего правительства или просто пытаются выслуживаться. Иными словами, старая кемалистская система узурпируется, чтобы служить новым хозяевам.
В равной степени верно то, что «это правительство не любит критики» и гоняется за своими критиками. При этом оно ведет страну назад – в старые недобрые времена авторитарного правления.