Или дороги откроются, или…
Забастовка в порту Поти, через который осуществляются основные поставки товаров в Армению, актуализировала вопрос о восстановлении абхазской железной дороги. О такой возможности заговорил министр по реинтеграции Грузии, и это было воспринято как согласие США на сделанное ранее предложение России. В Армении также отреагировали на это в целом позитивно, а Турция и Азербайджан не выразили особо негативного отношения.
Примечательным образом инициатива об открытии этой дороги совпала с активизацией усилий США по открытию аэропорта в Степанакерте. Представители Госдепа заявили о необходимости найти дипломатические пути решения этого вопроса, а посол США в Армении подчеркнул недопустимость угроз сбивать гражданские самолеты.
Между тем, в Степанакерте опять взяли тайм-аут – премьер-министр Ара Арутюнян отметил, что необходимо свести угрозу безопасности полетов к нулю, и сейчас закупается какое-то новое оборудование. Читай – Америка пока не уговорила Баку позволить функционирование аэропорта.
Следующей инициативой США, против которого Россия опять же не будет возражать, явно станет лоббирование открытия железной дороги Карс-Гюмри. Об этом говорится еще с тех пор, как были подписаны армяно-турецкие протоколы. Более того, предлагалось открыть железную дорогу без ратификации протоколов. И сейчас это предложение будет обновлено.
США и Россия, судя по всему, пришли к согласию по поводу открытия коммуникаций в Южном Кавказе. Согласие могло быть достигнуто только в том случае, если обе страны договорились в равной степени пользоваться ими и не блокировать друг друга.
Фактически, «позволив» Грузии открыть абхазскую железную дорогу, США облегчат поставки российских товаров и военных грузов в Армению. В то же время, степанакертский аэропорт может быть использован США, при молчаливом согласии России, для транзита военных грузов. А если еще откроется Карс-Гюмри, блокада Армении действительно будет прорвана.
Сейчас Армения страдает не только от забастовок в Поти. Иран ограничил экспорт полимерных товаров в Армению, и теперь, чтобы закупить полиэтилен, скажем, в России, Армении придется тратиться в два раза больше. Есть масса других вопросов, но самое главное – можно будет заморозить на неопределенное время так называемое урегулирование.
Карабахская проблема для армянской стороны давно урегулирована, если не считать пары нерешенных вопросов. И единственной нашей задачей является торпедирование любых попыток «урегулирования», которые предполагают статус и территории, меньше нынешних. «Урегулирование» на руку азербайджанской стороне, и ради того, чтобы они продолжались, Баку и Анкара продолжают блокировать Армению.
Разблокирование и открытие коммуникаций сведет на нет попытки Баку «урегулировать» карабахский вопрос, отказываясь от признания нынешнего статус-кво. И сейчас США, возможно, вместе с Россией, хотят вынудить Баку открыть коммуникации, предлагая, в качестве компенсации, отказ признать Карабах. Потому что если Баку и Анкара и впредь будут блокировать железные и воздушные пути, необходимые США и России, им не останется ничего, кроме как признать Карабах и геноцид.
Барак Обама уже переизбран, он обещал признать геноцид, правда, не сказал, в первый или во второй срок президентства. Впрочем, кто станет признавать геноцид за 3-4 года до его столетия?
ЛРАГИР