Российско-армянский блеф
Россия и Армения имеют фундаментальные политические договора, которые позволяют говорить о наличии отношений стратегического значения. При этом, последний из этих договоров, касающийся условий создания военных баз и в какой-то мере ограничивающий армянский суверенитет, подписан в самое последнее время.
Налажены самые широкие политические и общественные отношения на всех уровнях. Продолжается сотрудничество в военной и военно-технической сфере. Но что самое значимое и интересное, это то, что встречи между высшими руководителями России и Армении происходят в весьма конструктивной и теплой атмосфере.
Тем не менее, Москва нарочито ведет информационно-пропагандистскую войну в отношении Армении, которая приобретает взаимный характер, когда используются все возможные аргументы. При этом, если со стороны России данная война ведется при санкции и директивам политического руководства, то руководство Армении всячески пытается нивелировать эту информационную войну и претензии со стороны Москвы.
В Армении парирование российским действиям осуществляется небольшой группой (а вернее, не группой, а отдельными СМИ и комментаторами), при полном безразличии властей. Нужно также отметить, что в Армении имеется целый ряд «авторов», которые считают возможным регулярно оправдывать самые отвратительные действия Москвы. Данные «авторы» не относятся к числу мужчин, понимающих, что такое настоящий риск в политике и жизни, и пока не понимают, в каком дерьме они уже оказались и что их может ожидать.
Скорее всего, армянское руководство, в определенной мере, приспособилось или адаптировалось к данному давлению России, понимая, что, так или иначе, не удастся выйти на более доверительный диалог с русскими. Возможно, в Ереване ожидают, что мода на антиармянские выпады в Москве пройдет, и ничего особенного в действительности не происходит.
Возможно, излишнее беспокойство не имеет оснований, так как Россия не имеет иной перспективы и других политических ресурсов и геополитических ресурсов в Южном Кавказе. Может быть, именно понимание этого обстоятельства более всего и раздражает московских политиков и их консультантов.
Вместе с тем, версия о том, что недовольство Москвы связано главным образом с психологическими основаниями, не может восприниматься вполне серьезно. Российские аналитики из официальных исследовательских центров и институтов предпринимают усилия, деликатного и «научно-образующего» свойства, и пытаются поставить под сомнение стратегический характер российско-армянских отношений. Это вовсе не случайное явление, и связано оно не только с банальным шантажом.
Нынешняя российская политика не представима без участия сильных лоббистских групп и рассмотрения различных критериев в определении приоритетов и национальных интересов, пытаясь сформулировать саму категорию «национальные интересы». Затеянная игра с Арменией имеет далеко не ситуативный или «настроенческий» характер.
Формально претензии России к Армении объясняются «новым внешнеполитическим курсом», который пытается осуществить Армения, то есть, сближением с НАТО и Европейским Союзом, а также с ведущими государствами Евро-Атлантического сообщества. (При этом, представляет интерес то, что Иран весьма спокойно и даже с определенным интересом относиться к сближению Армении с Западом). Между тем, Армения не заявила ни о желании вступить ни в НАТО, ни о членстве в Европейском Союзе, нет такой повестки и не ожидается.
Конечно, последние решения НАТО подразумевают разнообразие форматов сотрудничества, и может сложиться ситуация, когда ряд государств в различных регионах станут более важными партнерами альянса, чем, например, целая группа государств Балтийско-Черноморского региона, которые, практически, не внесли ничего существенного в решение задач НАТО.
Россия, безусловно, обладает несравненно большей информацией, и ее фобии имеют вполне обоснованные основания, и нужно понимать, что перед ней постоянно возникают угрозы по различным направлениям. Но то, что имеет в виду Россия, означает полное свертывание внешней политики Армении, то есть, утрата ею суверенитета.
Может ли Армения позволить себе такое положение дел, то есть, международное блокирование и изоляцию, в условиях столь уязвимого геополитического положения? Но представляется, что и это, в действительности, не основание для столь массированного давления России. Скорее всего, речь идет о введении некой региональной игры, когда Россия стремится продемонстрировать и убедить Турцию и Азербайджан в том, что Москва всегда готова пожертвовать интересами Армении, которые она не рассматривает как серьезную задачу своей внешней политики.
Главный аргумент данных выводов заключается в том, что Россия не хотела бы быстрого разрешения проблем, хотя это сделать очень легко. В Москве заинтересованы в продолжении «конфликта» и в усилении взаимных претензий. Этот весьма специфичный, но эффективный сценарий. Нужно также принять во внимание, что это соответствует исторической и политической традиции отношения России к Армении, в том числе и недавней истории.
Однако, эти выводы можно воспринимать пока только при первом приближении, имея в виду то, в каком положении оказалась сфера принятия решений по внешней политике России. Совершенно точно то, что, в связи с этими и другими обстоятельствами Армении придется пересмотреть конструкцию структур, работающих во внешней политике. Возможно, это произойдет после президентских выборов, которые на этот раз будут иметь уже и геополитическое значение. Лрагир