Фактор противодействия
Регион действительно на грани войны. Балансируя на этой грани, турецкие политики проводят активные консультации с региональными лидерами. На днях состоялись консультации премьер-министра Турции Эрдогана и президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Переговоры шли за закрытыми дверями, и понятно, что от хода переговоров немалое зависит в вопросе развития дальнейших процессов вокруг Сирии. Параллельно глава МИД Турции вел переговоры в Баку с политическим руководством Азербайджана.
ОСОБЕННОСТЬЮ НЫНЕШНЕЙ НАПРЯЖЕННОЙ СИТУАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ОДНОЙ ИЗ СТРАН РЕГИОНА, Азербайджану, выгодна любая региональная дестабилизация — будь то конфликт между Турцией и Сирией, Турцией и Ираном, США и Ираном, Израилем и Ираном и так далее. В Баку любят таскать каштаны из огня чужими руками, и один раз обжегшись в ходе войны против Нагорного Карабаха, сегодня в Азербайджане рассчитывают взять политический реванш за поражение в начале 90-х при помощи общей региональной дестабилизации. По мнению бакинских политиков, преодолеть эти дестабилизационные вызовы будет невозможно без поддержки Азербайджана, а последний эту поддержку региональным игрокам будет готов предоставить только в обмен на «возврат» Нагорного Карабаха. В силу этого на нынешнем этапе развития региональных процессов бакинские политики без устали провоцируют эту дестабилизацию.
Армении по определению невыгодна любая региональная дестабилизация. Во-первых, нет таких задач, которые бы официальный Ереван рассчитывал решить при помощи военных действий. Во-вторых, только устойчивая региональная стабильность позволит Армении обеспечить экономическое развитие страны и решение социально-экономических проблем.
В качестве примера можно привести ситуацию с Ираном. У Армении и Ирана много взаимовыгодных экономических проектов, реализация которых позволила бы серьезно улучшить экономические показатели республики, но из-за сложившейся ситуации все эти проекты находятся в подвешенном состоянии. И проводимая Баку политика шантажа и угроз играет тут не последнюю роль.
Пусть не в полной мере, но периодически эта тактика срабатывает. Так, уже не вызывает сомнений факт, что официальная Анкара в своей политике учитывает интересы Баку гораздо больше, чем Баку — интересы Анкары. Это стало заметно еще во время истории с армяно-турецкими протоколами, когда азербайджанский фактор стал главным тормозом процесса нормализации армяно-турецких отношений. Сегодня создается впечатление, что политическое влияние Баку на Анкару еще более увеличилось.
ЗАПАДНЫЕ ПАРТНЕРЫ ТУРЦИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА ДОСТАТОЧНО СДЕРЖАННЫ в противодействии дестабилизационной политике Азербайджана. Недавно в Баку побывал заместитель госсекретаря США Эрик Рубин. По итогам визита он сделал ряд заявлений, в том числе о необходимости мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе известных принципов. Вместе с тем он сказал, что возобновление работы Степанакертского аэропорта нежелательно без взаимного согласия Армении и Азербайджана. Однако политика Азербайджана такова, что Еревану не приходится рассчитывать на нормальный диалог с Баку, не говоря уже о согласованных подходах. И главная задача Еревана в создавшихся условиях – суперповышенное внимание обороноспособности страны. Этот фактор остается главным противодействием реализации различных авантюрных затей агрессивных региональных игроков.
Рубен МАРГАРЯН
Голос АРМЕНИИ