Переговоры на фоне ксенофобии?
Французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Жак Фор заявил азербайджанским журналистам, что вопрос организации новой встречи глав МИД Армении и Азербайджана практически решен и встреча состоится в ближайшее время. По словам Фора, после этой встречи сопредседатели МГ ОБСЕ совершат своей очередной челночный визит в регион нагорно-карабахского конфликта.
ОДНАКО НЕЛЬЗЯ НЕ ЗАМЕТИТЬ: НИКАКИХ ПРЕДПОСЫЛОК РАССЧИТЫВАТЬ НА ПРОГРЕСС В ПЕРЕГОВОРАХ НЕТ. Ильхам Алиев на днях снова заявил, что вопрос должен быть решен в рамках территориальной целостности Азербайджана, то есть снова забыл, что не раз от имени своей страны подписывал документы, в которых говорилось об урегулировании на основе принципов Хельсинкского Заключительного акта и, в частности, принципе права народов на самоопределение, который является таким же равноправным принципом возможного компромиссного решения, как и принцип территориальной целостности. Не говоря уже о том, что реализация принципа самоопределения народов обозначена в Уставе ООН как основная цель этой организации.
Но даже если бы не было этих последних заявлений, рассчитывать на прогресс в переговорах все равно не приходилось. Ведь одной из главных составляющих нынешней ситуации, которая оказывает колоссальное влияние на ход переговорного процесса, является откровенная и прогрессирующая армянофобия в Азербайджане. Настолько откровенная и настолько прогрессирующая, что даже заинтересованные в бакинской нефти страны, организации и политики уже не могут эту полифоничную ксенофобию не замечать.
В подобных условиях рассчитывать на прогресс в переговорах не столько оптимистично, сколько глупо. Скорее можно ожидать, что в ходе очередной встречи предметом обсуждения могут стать те или иные локальные проблемы, например, вопрос возобновления функционирования аэропорта в Нагорном Карабахе. А если уж оптимизм зашкаливает, предположить, что хотя бы в этом вопросе стороны придут к согласию, точнее — к пониманию, что не во власти бакинских политиков затормозить развитие Арцаха, и в Баку не будут впадать в истерику, когда в аэропорту Степанакерта начнут приземляться самолеты. Ведь народ Арцаха, как и любой другой, проживает он на территории признанного или непризнанного государства, имеет право на достойную жизнь и реализацию своих прав.
КОНЕЧНО, БАКУ БОЛЕЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН В ОЧЕРЕДНОМ РАУНДЕ ПЕРЕГОВОРОВ глав МИД Армении и Азербайджана. Слишком уж велик отрицательный резонанс международного сообщества в связи с помилованием и героизацией Сафарова. Ильхам Алиев заинтересован в том, чтобы поскорее замять дело Сафарова, показать, что оно не повлияло на переговорный процесс, а затем и вовсе, как обычно, переложить на Ереван ответственность за отсутствие прогресса на переговорах. Но эта заинтересованность никак не означает, что главе МИД Азербайджана Эльмару Мамедъярову удастся избежать обсуждения сафаровщины во время переговоров со своим армянским коллегой. Ведь сафаровщина имеет прямое отношение к переговорному процессу, поскольку является очевидным свидетельством армянофобской политики Баку, свидетельством, практически исключающем проявление какой-либо доброй воли армянской стороны на переговорах. Если только официальный Баку не даст конкретный сигнал, что в дальнейшем этой ксенофобии будет положен конец. Пока подобных предпосылок не видно.
Впрочем, после того как два года назад в Казани Баку провалил очередную встречу, миссия посредников МГ ОБСЕ естественным образом пережила некоторую трансформацию. Уже достаточно долгое время речь не идет собственно о поиске компромиссов конфликтующих сторон: эта работа проделана, взаимоприемлемые подходы разработаны, другое дело, что Баку всячески избегает признать итоги этой работы. Как следствие, главной задачей посредников сегодня является миссия по предотвращению усиления напряжения в регионе, по поддержанию мира. И это совсем немаловажно, ведь, как известно, худой мир всегда лучше доброй ссоры.
Рубен МАРГАРЯН
Голос АРМЕНИИ