Упразднённый праздник или упразднённая независимость?
День независимости — главный праздник для любой уважающей себя суверенной страны – в Азербайджане уже который год фактически предан забвению. Об этом говорится в статье Зафара Гулиева, опубликованной на азербайджанском портале «haqqin.az».
«Целеустремленно пересматривая многие положения новейшей истории страны, правящая элита словно стремится уложить всё прошлое, настоящее и даже будущее Азербайджана в прокрустово ложе «династийной биографии» семьи Алиевых. То и дело мы являемся свидетелями того, как история страны подвергается однобокой ревизии: стираются или пересматриваются одни ценности, события и даты, насаждаются новые», — отмечает автор.
В статье сказано, что с тех пор как Ильхам Алиев стал президентом, жертвой подобного подхода оказалась дата 18 октября — День независимости Азербайджана. Придя к власти, Ильхам Алиев ясно заявил, что равнодушен к этому празднику, поскольку это событие не содержит в себе ничего «священного», уважительного, ибо «эта независимость была одновременно дарована всем советским республикам». Однако, отмечает автор, ссылки на исторический контекст и характер обретения независимости вряд ли могут быть достаточным основанием для недооценки значимости этой даты.
Свое «равнодушное отношение» к этому празднику Ильхам Алиев последовательно подкреплял реальными поступками. Уже который год подряд президент Азербайджана, а вслед за ним и вся правящая элита страны, по сути, бойкотируют 18 октября. В 2003 году праздник остался в тени начатых 15 октября (по окончании президентских выборов) массовых репрессий против оппозиции. В 2004 году накануне праздника И. Алиев неожиданно отбыл в Москву на юбилей своего «альма-матер» и в результате празднование было предельно скомкано. Тогда этот нонсенс многие объясняли неопытностью президента или проколом команды, планирующей его рабочий график.
«В 2005 году, в контексте парламентских выборов, повторилась история 2003 года: словно намеренно за день до праздника началась карательная спецоперация по предотвращению некоего госпереворота и День независимости, оказавшись «заложником» негласного военного положения, вновь выпал из поля внимания всех. В 2006 году, казалось, уже ничто не должно было помешать празднованию юбилейной даты (15 лет) Дня независимости: не было ни плановых визитов, ни выборов, ни попыток госпереворота и иных форс-мажорных обстоятельств. Тем не менее, опять накануне праздника глава государства совершенно неожиданно отправился в Беларусь, а правящая элита в его отсутствие свернула праздник чуть ли не до уровня Дня учителя», — пишет автор.
В 2007 году, 16 октября, Алиев отбыл в Тегеран на саммит глав прикаспийских государств, а оттуда направился в Нахичеван на открытие ряда объектов, а День независимости был старательно «умолчан». В 2008 году День независимости вновь был плотно накрыт президентскими выборами, состоявшимися 15 октября и затмившими собой внимание СМИ и общества. Столь невыгодное «календарное соседство» усугубляет участь Дня независимости: ежегодно в эти дни власть празднует годовщину избрания Ильхама Алиева президентом.
«В 2009 году никто особо уже и не готовился к встрече полузабытого Дня независимости, но, тем не менее, по какой-то странной традиции президент вновь именно в этот день неожиданно отправился с непонятным визитом в Швейцарию. В 2010 году День независимости был фактически вновь проигнорирован, оставшись в тени очередной годовщины избрания И. Алиева президентом и проходящих в стране парламентских выборов», — говорится в статье.
Что касается 2011 года, то 20-летие независимости власть не могла полностью проигнорировать. Был осуществлен комплекс мероприятий (конференций, собраний, концертов), посвященных этой знаменательной дате. Но все было сделано как бы «по обязаловке», весьма инертно, рутинно, скомкано и скупо. Никак не сравнить с празднованием 10 мая («Праздник цветов» — день рождения матери Гейдара Алиева) или 15 июня (день возвращения Гейдара Алиева к власти – называемый «День национального спасения»).
«В этом 2012 году власть вновь вернулась к тактике умалчивания этой даты. Как будто намеренно в канун 18 октября в Баку состоялся важный саммит Организации Экономического Сотрудничества, и все внимание официальных структур и СМИ оказалось прикованным к этому мероприятию, а День независимости вновь был забыт», — говорится в публикации.
Такое отношение ко Дню независимости теперь уже почти никого не удивляет, поскольку под занавес 2006 года парламент Азербайджана перевел День независимости 18 октября, День Конституции 12 ноября и День национального возрождения 17 ноября в разряд обычных рабочих дней. «Тем самым, послушный Милли Меджлис «узаконил» равнодушное отношение президента ко Дню независимости. Курьез в том, что при этом, даты, не имеющие прямого отношения к истории нашей страны (9 мая) или навязанные обществу (День Национального Спасения) сохранили красный цвет в календаре и статус официальных праздников», — сказано в статье.
Автор задается вопросом: почему нынешний глава Азербайджана не только равнодушен ко Дню независимости, но демонстрирует к этому памятному событию беспардонное отношение? «Как президент он принес присягу Конституции независимой Азербайджанской Республики, что квалифицируется как юридически обоснованное и правомерное событие именно благодаря дате 18 октября. Ведь культивируя такое отношение к этой дате, глава государства фактически девальвирует» правовую основу своего президентства», — говорится в статье.
Автор отмечает, что столь неприязненному отношению правящей элиты ко Дню независимости трудно найти вразумительное объяснение в рамках логики нормального суверенного государства. Возможно, что антипатия власти к данной дате порождена тем, что реальная историография этого события, падая на период президентства Аяза Муталибова и активности Народного Фронта, почти не поддаётся «династийной» трансформации.
«Можно ли указать ещё какую-либо суверенную страну, власти которой демонстрировал бы столь беспардонное отношение ко Дню независимости? И не только властные структуры. Разве такое отношение правящей элиты к этой дате снимает ответственность с представителей политической и творческой элиты страны? Почему стали индифферентны к этой знаменательной дате в новейшей истории страны политические партии, общественные организации, творческие союзы? Почему столь пассивно реагируют на факт перекройки истории страны общественность и СМИ Азербайджана? Может, мы ещё не обрели независимость?! Или уже утратили её?», — пишет Зафар Гулиев.