Большие амбиции маленького Израиля
На фоне сирийского кризиса и громких обсуждений возможных сценариев развития дальнейших событий интерес мировой общественности к Израилю как-будто на время затих. Однако происходящие в Израиле политические события есть часть общих ближневосточных преобразований и поэтому заслуживают не менее пристального к себе интереса, чем Сирия или Египет.
Исследователи университета Хайфы определили следующие основные угрозы, представляющие опасность для Израиля в ближайшем будущем: к 2020г. евреи будут составлять всего 20% от всего населения Израиля, что станет началом конца существования Государства Израиль. Общее же число палестинцев и арабов Иордании к 2020г. должно составить 12-13 миллионов против 6.3 млн евреев. По мнению этих исследователей, это – самый серьезный стратегический вызов для Израиля, и поэтому возникает необходимость в том, чтобы Израиль продолжал контролировать территорию Иорданской долины.
Здесь будет нелишним указать на то, что центральное статистическое управление Израиля приводит совершенно другие цифры: проживающие в Израиле евреи составляют приблизительно 75.3% , арабы же – всего 20.6% от общего количества населения страны. В целом в Израиле насчитывается 7.881. млн жителей. (http://www1.cbs.gov.il/reader/?MIval=cw_usr_view_SHTML&ID=705 ).
Далее ученые перечисляют следующие основные угрозы: эмигранты и иммиграция самих евреев в другие страны, ухудшение арабо-еврейских отношений внутри Израиля, а также «невыносимый» разрыв между богатыми и бедными. Кроме того, ориентированные на западную социальную модель жители Израиля оказываются в окружении арабских стран (Сирия, Иордания, Ирак и Египет) с противоположными тенденциями и быстро растущим населением.
Другая большая проблема Израиля – это харедим (ультраортодоксальные евреи), число которых год от года в Израиле только увеличивается: более четверти из всех первоклассников в Израиле составляют дети из семей ультраортодоксов. Их образ жизни в корне отличается от светских правил израильской общественности вплоть до того, что они не признают право Государства Израиль на существование. Исследователи университета Хайфы предлагают «поставить их на свое место» для того, чтобы они прекратили «точить столпы сионистского государства». (http://web.hevra.haifa.ac.il/en/) Тогда придется «поставить на место» также и членов немногочисленной еврейской секты Натурей Карта (основана в 1938г. в Иерусалиме, отколовшись от созданной в 1912г. антисионистской группы Агудас Исраель), которые также выступают против существования Израиля, сжигают флаги Израиля, выступают за возврат Палестины арабам, пишут письма в ООН о кровавых событиях в Секторе Газа в 2008г. и поддерживают связи с руководством Ирана. (Об этом и многом другом подробно изложено на официальном сайте секты — http://www.nkusa.org/activities/demonstrations/20120927.cfm ).
В связи с упомянутыми проблемами исследователи предлагают следующие пути их решения: сделать все для сохранения статуса Иерусалима как столицы Израиля, для чего из Тель-Авива в Иерусалим должны быть перенесены ключевые, особенно силовые госучреждения, сохранить жизненно важные еврейские поселения, которые «вклинились» (дословно так и сказано) между Газой и бедуинами юга, в связи с чем ряд поселений Ашкелон — Шдерот — Нетивот — Офаким — Беершеба должен рассматриваться как стратегическая ось. Примечательно, что исследователи, по мнению которых исчезновение израильского государства будет связано с увеличением количества арабского населения, в данном случае проявили яркий оптимизм: проблема бедуинов северной части Негевской пустыни будет решена автоматически, за счет их интеграции в израильское общество, если число поселенцев Беершебы будет доведено до полумиллиона. Укрепление границ с Египтом и Иорданией поможет остановить приток незаконных товаров на территорию Израиля, что заставит бедуинов искать альтернативные источники существования, одновременно они перестанут служить в качестве «смертельного моста» между арабскими государствами и Сектором Газа.
Премьер-министр Беньямин Нетаньяху тоже согласен с тем, что высокие демографические показатели арабов Палестины и Израиля составляют угрозу для безопасности Израиля. Решением проблемы он считает интеграцию арабов в израильское общество.
Ко всем вышеназванным проблемам Израиля недавно «прибавилась» еще одна – Египет, точнее – президент страны Мухаммед Мурси, внешняя политика которого внушает израильтянам опасения за свое государство, особенно на фоне повторяющихся голосов о необходимости пересмотра Кэмп-Дэвидского соглашения, которое Египет и Израиль заключили в 1978г. Как отмечает американский исследователь Уильям Кливланд, автор «Истории современного Ближнего Востока», этот договор поставил Египет в прямую зависимость от финансирования США и изолировал от всего арабского мира. ( William L. Cleveland «A history of Modern Middle East» third edition, 2004)
С его мнением согласны также арабские исследователи; израильские, должно быть, тоже – иначе не страшились бы так пересмотра положений Кэмп-Дэвидского соглашения. Несмотря на то, что президент Мурси сам неоднократно говорил о том, что намерен придерживаться всех международных соглашений, которые были заключены Египтом. Израильтян пугает улучшение отношений между Египтом и Палестинской Автономией и сектором Газа, на территорию которого с египетской стороны незаконно поступает оружие. (Учитывая то, что уже сам факт физического существования арабов израильтяне считают прямой угрозой для своей государственности, такие переброски оружия, наверное, правильно будет рассматривать как попытку арабов защититься от подобной «гуманной» статистики израильских ученых и всех тех, кто в такую статистику поверит и неизбежно пожелает уменьшить количество не в меру прогрессирующих палестинцев). Как отмечают египетские политологи, «Израиль встал перед новой проблемой у своих южных границ». Речь Мурси на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре насторожила израильтян еще больше, особенно когда Мурси в своей речи поддержал мирную ядерную программу Ирана. И здесь Израиль сам себя поставил в очень щекотливое положение: с одной стороны, ему бы следовало покритиковать и Мурси и саму ядерную программу Ирана, но с другой стороны, как отмечает американский аналитик-космополит (как он сам себя называет) Тони Керон, наличие ядерной программы у самого Израиля не позволяет совместно с Америкой мобилизовать мир против Ирана. (http://www.thedailybeast.com/articles/2012/09/26/the-new-egypt-s-mild-challenges-to-israel.html).
Но и это еще не все: израильская система правления и выборов, а также социальная политика правительства подвергаются острой критике в первую очередь со стороны самих же израильских политиков. Дени Аялон, бывший посол Израиля в США, считает, что некоторые недостатки нынешней политической системы Израиля ведут к застою и даже краху всей системы в целом. Сказанное подтверждается недавним решением Кнессета 18-го созыва о самороспуске и проведении досрочных парламентских выборов 22 января будущего года.
Поэтому неудивительно, что Израиль решил обезопасить себя от всех неприятностей, вырабатывая пути и средства для решения вставших перед ним проблем. Один из таких путей – периферийная стратегия, цель которой – наладить отношения с теми странами, которые окружают соседние с Израилем арабские страны. Наверное, этим нужно объяснять дружественные отношения Израиля с Южным Суданом, Эфиопией, Кенией, Танзанией, Азербайджаном и Грузией. Вопреки теплым отношениям между странами, суданские беженцы активно и последовательно выдворяются за пределы Израиля, так как премьер Нетаньяху и в них также увидел угрозы для существования Израиля (http://rt.com./news/sudan-south-israel-refugees-059/). Хорошие отношения с вышеназванными африканскими странами помогают Израилю противостоять также интересам Ирана в этой части африканского континента, особенно в Сомали.
Газовые ресурсы Средиземного моря могут объединить израильские интересы с греческими и кипрскими, три страны планируют поставлять газ в страны ЕС в обход России, несмотря на то, что Греция и Кипр не только имеют с Россией хорошие отношения, но также на их территориях проживают русские общины.
Но основной угрозой для Израиля все же остаются Синайский полуостров – часть территории Египта и Палестина.
В последнее время на Синае и вокруг синайского вопроса активизировались исламисты, британцы и американцы, причем – каждый по-своему. Участились столкновения между вооруженными группировками и египетской армией, по поводу чего Израиль стал выражать свое опасения, арабы же – говорить о реализации жизненных интересов Израиля и Британии в этой части Египта и американских базах на территории самого Египта. В связи с последним партия правых потребовала от президента Мурси объяснений перед народом Египта, а министерство обороны выступило с опровержением этих обвинений.
Синай как стратегически важная территория не только способен обеспечивать безопасность Египта с географической точки зрения, но и, по данным географа Гамаля Хамдана, обладает залежами нефти, золота, меди, фосфатов, угля и других полезных ископаемых. Английская электронная версия египетской газеты «Аль-Ахрам» пишет о том, что, «согласно слухам, Синай привлекал внимание еще основоположника сионизма Теодора Герцля, который в качестве «еврейского очага» указывал на Палестину, а синайский вариант рассматривал как дополнительный. Своими планами он тогда якобы поделился с британским премьер-министром Артуром Бальфуром и политиком Джозефом Чемберленом, который посоветовал впоследствии присоединить Синай к Палестине. Русский царь Николай Второй категорически выступал против такого плана, так как при становлении еврейского государства город трех мировых религий Иерусалим для христиан был бы потерян.
Далее автор статьи пишет, что, несмотря на то, что бывший госсекретарь США Генри Киссинджер стратегическую важность Синайского полуострова считал неактуальной, однако тройственная агрессия Англии, Франции и Израиля против Египта в 1956г. все же подтвердила обратное. ( http://weekly.ahram.org.eg/2012/1118/op201.htm)
Следует отметить, что и до сегодняшнего времени интерес США, Британии и Израиля к Синаю не только не пошел на спад, но и увеличился: британский премьер Дэвид Кэмерон намерен в конце текущего года делегировать британского высокопоставленного военного генерала сэра Девида Ричардса в Египет для оказания поддержки египетской стороне в обеспечении безопасности этого многострадального полуострова. Вполне логичное обоснование на фоне заявлений салафитов о том, что они намерены создавать военные базы на Синае и противостоять любым попыткам согнать их с этого места. Некоторые арабские политологи связывают это с образованием вакуума в этой части Египта после арабских революций. Вооруженные группировки на территории Синая находились и раньше – в 90-х (кстати, в это же время резолюция ООН под номером 3379 о признании сионизма как фашистской идеологии была отменена. Не настаиваю на особом умысле, но синхронность событий налицо), откуда они организовывали нападения на Египет с 2004 по 2006гг. В Палестине также были сформированы подобные группировки.
По мнению арабов, такая взрывоопасная ситуация на территории Синая исходит только из интересов Израиля, который, используя данный фактор, впоследствии получит возможность спровоцировать египетскую армию на военные действия и затем попросить мировую общественность создать на этой территории буферную зону. В далеком будущем это создаст для Израиля возможность расширить свою территорию за счет Синая. Британия, в свою очередь, получит безопасные условия для продвижения своих экономических интересов и деятельности британских компаний «Бритиш Петролеум» и «Бритиш Газ» на территории Египта. Египет же продолжает настаивать на том, что ситуация на Синае – это внутренняя проблема Египта и никакого международного вмешательства здесь не требуется. Сумеет ли он защищать эту точку зрения и дальше или нет, зависит от его способности противостоять всем вышеперечисленным факторам.
Ежедневная электронная газета «Национальная Идея»