Обязательно надо было «умертвить» Вано?
Газета «Грапарак» опубликовала письмо от находящегося ныне в бегах экс-главы МВД Армении Вано Сирадегяна, в котором он опровергает информацию газеты о собственной кончине.
Тема Вано Сирадегяна в последнее время стала неожиданно актуальной. Средства информации, социальные сети полнятся «ностальгических» заметок и воспоминаний, появилась даже группа, которая инициировала сбор подписей с требованием вернуть Вано.
Почему тема стала актуальной? Многие придерживаются мнения, что возвращение Вано может стать действенным рычагом против первого и второго президентов Левона Тер-Петросяна и Роберта Кочаряна, тем более, на фоне их сотрудничества. Есть также мнение, что только Вано мог бы справиться с криминально-олигархическими группировками.
Оба этих мнения не лишены логики. Скажем, кабинетно-интрижной команде Левона Тер-Петросяна – АОД, Бабкену Араркцяну и другим, а также тогдашней оппозиции удалось превратить Вано Сирадегяна в козла отпущения за все преступления и упущения режима во всех его проявлениях. Практически вся армянская пресса, «с благословения» власти, превратила Вано в виновного за все грехи.
В свою очередь, когда Роберт Кочарян приехал в Ереван и стал укреплять свои позиции, только Вано Сирадегян пытался сопротивляться определенным явлениям, понимая, к чему они могут привести. И для Кочаряна – как в личном, так и политическом плане, а также с «легкой руки» прежнего преступного режима, Вано стал самым удобным кандидатом для того, чтобы списать на него все.
Орудовавшие тогда в Армении военно-феодальные группировки также считали Вано чуть ли не единственным препятствием для произвола и рэкета.
Фактически, по вопросу Вано в Армении сформировался своеобразный «национальный консенсус», и в этих условиях его решение покинуть Армению было самым правильным – вряд ли стоило в такой среде ожидать правосудия и элементарной безопасности.
За последние 5 лет Вано Сирадегян во второй раз направляет письмо прессе. И в его нынешнем письме все четко разъяснено. В отличие от представителей так называемого политического класса и кофейно-богемной интеллигенции, Вано Сирадегян всегда отличался адекватностью ситуации и трезвостью мысли. Судя по его письму, за годы отсутствия в Армении он не утерял эти черты. Обращаясь к тем, кто собирает подписи для его возвращения, он пишет, что сначала хотел призвать их отказаться от намерения, но потом порвал письмо, потому что это было бы неуважением. Он пишет, что непременно вернется в Армению, и именно на этот случай он постарался, чтобы его «общение» с Ереваном было сведено к минимуму.
Именно с Ереваном. В Армении много говорят о разного рода кланах, но пока не упоминается о «ереванском клане», в суть которого может вникнуть только интеллигент со светлым разумом. «Ереванский клан» — это вовсе не криминальные или иные группировки, это весьма специфическое явление – конгломерат «свободомыслящих» интеллигентов, кафейных деятелей, журналистов, людей искусства, бессильных, плаксивых, но в то же время агрессивных и деструктивных, которая стала удобным материалом для разного рода представителей криминально-олигархической системы. Этому конгломерату нужен вождь, потому что без вождя он перестает существовать, а таковым может быть только Вано Сирадегян. Прежний «вождь» Левон Тер-Петросян уже не в состоянии выполнять эту функцию.
Вано Сирадегян понимает это лучше всех, потому и сводит общение с Ереваном до минимума. И призывает прекратить этот однозначно искренний сбор подписей. Вано никогда не был «заложником» всяких бумаг, и люди должны понять, что нельзя его во второй раз превращать в козла отпущения.
Айк Арамян
Лрагир