Пока Косово признано, а Карабах — нет, инфляция международного права неизбежна

23 Июл 2012 | Автор: | Комментарии к записи Пока Косово признано, а Карабах — нет, инфляция международного права неизбежна отключены

19 июля 2012 года произошло чрезвычайно важное событие в жизни Южного Кавказа: состоялись выборы президента Республики Арцах (Нагорный Карабах), которые вызвали неоднозначную реакцию политиков разных стран.

Реакция

Заявления о непризнании состоявшихся выборов со стороны политического руководства ряда западных стран, а также НАТО и других международных организаций, были предсказуемы. Для верного понимания будет полезно напомнить целый ряд событий, которые, напротив, были одобрены теми же международными политическими группами и структурами, такие, как бомбежка мирного Белграда, вторжение и разрушение Ирака, Ливии, и так далее вплоть до Сирии, а также, вероятно, других будущих кровавых войн. Ситуация некрасивая: с одной стороны поддержка вооруженных конфликтов и интервенций, с другой — протесты против демократических процедур в которых принимает активное участие практически все население маленькой многострадальной республики.

До вершин такого абсурда мировое сообщество дошло на удивление быстро. Мутация международного права произошла в результате дисбаланса в системе ООН, которая держалась на противостоянии и взаимном контроле двух геополитических центров силы. Буквально нескольких лет, в течение которых российская внешняя политика лежала на боку, хватило, чтобы «раковые клетки» циничных принципов международной политики заменили собой здоровые «органы» международно-правовых институтов. Сегодня Россия, во многом благодаря еще советской дипломатической и международно-правовой школе, остается одним из немногих членов Совбеза ООН, которые периодически пытаются призвать своих партнеров к соблюдению норм Устава, получая за свои усилия обидные и ощутимые геополитические оплеухи.

Тем страннее выглядит реакция российских политиков на состоявшиеся в Арцахе (Нагорном Карабахе) выборы. Если западные страны с их зависимостью от нефтяного фактора и привычкой своеобразно трактовать международное право, понять можно, то к российским внешнеполитическим органам имеются вопросы. Дело в том, что динамика развития ситуации на Южном Кавказе (и вокруг него) показывает, что первоначальные установки по разрешению нагорно-карабахского конфликта, мягко говоря, требуют адаптации к новым реалиям. Тот подход и инструментарий, который был актуален в 90-х годах прошлого века, когда требовалось затушить пожар войны, сегодня не соответствует ни сложившейся в регионе ситуации, ни интересам России. Нужно отдавать себе отчет, что Азербайджан никогда не будет контролировать территорию Нагорного Карабаха. Такому положению дел способствует в первую очередь маргинальное поведение Баку, которое заключается в откровенной гонке наступательных вооружений, вылазок снайперов, а также совершенно диких акциях, таких, как признание героем азербайджанского военнослужащего, зарубившего спящего человека во время прохождения курсов под эгидой НАТО.

Вероятных причин, которые привели Россию к подобной недальновидности, может быть много, начиная от банальной экономической заинтересованности отдельных лиц, заканчивая профессиональной деградацией внешнеполитических институций.

Беглый анализ российских СМИ также показал, что слабое и неполное освещение политических процессов в республике Арцах лишает российских граждан законного права знать, что и как происходит в регионе, судьба которого неизбежно отражается на жизнеспособности Российской Федерации как государства и субъекта международных отношений.

Арцах (Нагорный Карабах) сегодня

Сегодня вокруг второй армянской республики активно плетется грубая, но массивная сеть мифов и шаблонов. Известно, что нефтедоллары, попадающие в пропагандистскую машину, делают чудеса. Сказки об «оккупантах», «миллионе азербайджанских беженцах» и ужасах, творящихся на территории республики, являются бессовестной ложью, настолько контрастирующей с реальностью, что посещение Степанакерта становится удивительным опытом.

Степанакерт сегодня — это европейский город. Инфраструктура, спокойный уют улиц, парков и дружелюбие жителей — напоминают какой-нибудь небольшой город Испании или докризисной Греции. Уровень преступности стремится к нулю, ее практически нет. Сидя напротив восхитительных поющих фонтанов, можно работать в интернете, так как центральные улицы города покрывает бесплатный wi-fi. Современные гостиницы, кафе, рестораны, а также заметное количество туристов из разных стран создают атмосферу курортного центра.

При выезде из столицы республики можно увидеть хоть и старую, но исправную сельхозтехнику, впечатляющие стада скота и фруктовые сады. Вдумайтесь, сегодня уровень продовольственной безопасности, которого после войны достигли в Арцахе, гражданам России может только сниться. Жители Нагорного Карабаха не только полностью обеспечивают себя экологически чистыми продуктами, но и готовы экспортировать их в другие страны.

Инвестиционный климат в республике также на уровне ведущих по этому показателю стран и также оставляет Россию далеко позади. Для сравнения, если в Ереване по причине экономического кризиса многие стройки замерли, то в окрестностях Степанакерта подъемные краны не прекращают своего движения.

Понятно, что жители Арцаха сегодня не шикуют. Блокада, последствия войны, а также вынужденные затраты на оборону, не позволяют жить на широкую ногу. Однако даже в этих тяжелых условиях можно с абсолютной достоверностью сказать, что о многих аспектах жизни современного Карабаха, некоторые российские регионы могут только мечтать, включая такой актуальный, как качество дорог. Прошедшие выборы подтвердили, что, несмотря на трудности, граждане поддержали действующего президента Бако Саакяна и его курс, причем произошло это в рамках честных и прозрачных выборов.

Собственно выборы

Можно только пожалеть, что в группу российских наблюдателей не вошли представители ЦИК России, а также избирательных комиссий других стран СНГ. Качество организации избирательного процесса в Нагорном Карабахе было бы полезно оценить в качестве примера и сравнения с российской избирательной системой. Ряд аспектов и особенностей должны были бы обратить на себя внимание экспертов электоральных процессов.

Предвыборная кампания проходила спокойно без применения особых избирательных технологий. Наглядная агитация была минимальна и лаконична. В основном кандидаты ограничивались личными встречами с избирателями и выступлениями по телевидению. Соперники действующего президента не подвергались давлению, как это часто происходит в некоторых других государствах СНГ и непризнанных республиках на постсоветском пространстве. В этом отношении можно с грустной иронией порадоваться, что российские внешнеполитические институции проигнорировали выборы в Карабахе в отличие от Южной Осетии.

В день голосования избиратели проявили высокую активность. Уже к 12:00 на многих участках проголосовало больше половины граждан.

Обращало на себя внимание качество составления и подготовки списка избирателей. Помимо специальных журналов, списки вывешивались на стенах при входе на участок. Случаев, когда избиратель не находил себя в списке замечено не было. Для сравнения, на прошлогодних президентских выборах в Приднестровье подобные неприятные ситуации происходили очень часто и вызвали поток жалоб в ЦИК. Для России проблемы со списками также являются одной из самых больших головных болей при подготовке и проведении голосования.

Контроль всего процесса голосования на всех участках осуществляли наблюдатели от кандидатов. Для них были выделены места непосредственно возле полупрозрачных урн. Нередко в российских регионах приходиться видеть грустных партийных наблюдателей, которых усаживают в противоположном от избирательных урн конце школьного спортзала.

Важно отметить, что процесс голосования производился без каких-либо массовых технологий с подвозом избирателей или размещением участков в воинских частях. На нескольких избирательных участках удалось поговорить с солдатами, которых в день голосования специально небольшими группами отпускали проголосовать по месту прописки без каких-либо внушений и контроля. Также не было и голосования на дому, старики сами шли на участки исполнить свой гражданский долг.

В подобных условиях любые «традиционные» избирательные махинации просто исключены, что и отметили наблюдатели из российских экспертных организаций, Европарламента, а также представители 22-х стран Европы и Америки.

Напрашивающиеся выводы

Непризнание Арцаха (Нагорного Карабаха) и происходящих на его территории политических процессов не имеет никакого значения. Заявления должностных лиц не могут отменить случившийся факт. Сегодня Арцах является не просто государством, а успешным государством с серьезным экономическим потенциалом, полноценной инфраструктурой и едва ли не самой дисциплинированной и обученной армией в Евразии.

Постоянные повторения мантры по поводу якобы существующего «противоречия» между нормами, предполагающими право наций на самоопределение и принципом территориальной целостности, довели международных экспертов до состояния лоботомии. На самом деле никакого противоречия между принципами международного права быть не может.

Для того, чтобы пояснить, как действуют указанные нормы приведу простой пример, как говорится «на пальцах».

Представьте себе семью, проживающую в квартире. У них есть соседи, которые в один прекрасный день пришли с работником коммунальной службы и забрали себе кухню. Соседи никогда не жили в этой квартире. Они пришли извне, коррумпировав ответственного работника или отобрав кусок жилплощади силой. Именно в этом случае нарушен принцип территориальной целостности квартиры.

Однако если к этой семье никакие соседи не заходили, но у них вырос сын, который захотел жить отдельно, то у молодого человека возникает право на самоопределение. И если сын врежет замок в свою комнату, то он этим правом воспользуется законно.

В случае с Арцахом (Нагорным Карабахом) ситуация еще более явная. Население Карабаха в данном случае является не выросшим сыном, а дедушкой, из квартиры которого после Октябрьской революции сделали коммуналку, присоединив его отдельную комнату к общему коридору. И когда время коммуналок кончилось, дедушка по праву решил жить своей жизнью.

Если также для наглядности взять пример Косово, то ситуация немного другая. У нашей семьи, которую мы приводим в качестве примера независимого государства, сосед снял одну из комнат. Потом постепенно стал приводить своих друзей и родню и наконец, объявил комнату, куда его пустили жить, независимой квартирой.

У Арцаха гораздо больше оснований быть признанным в качестве независимого и состоявшегося государства, чем у Косово. И очень вежливо говоря, уж точно не меньше, чем у Абхазии и Южной Осетии.

В условиях, когда Косово признано в качестве независимого государства, а Арцах — нет, инфляция международного права неизбежна. Процесс этот безнаказанным для человечества не останется, и мы уже видим, что мир стоит буквально на пороге третьей мировой войны. Южный Кавказ неизбежно станет одной из главных территорий, которой предстоят серьезные испытания. Не надо думать, что Россию эти процессы не коснутся. Игнорируя очевидное, и, по сути, периодически подводя своих главных союзников в Закавказье — Армению и Арцах, Россия может без преувеличения проиграть собственное будущее.

Денис Дворников — член Общественной палаты РФ, наблюдатель на выборах президента НКР

regnum.ru

Другие статьи категории "Аналитика":

Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

site_admin@garin-studio.ru

Об агентстве

Информационно-аналитическое агентство Реальная Армения - JanARMENIAN.Ru основано в 2010 году.

Наша цель – максимально объективное и оперативное освещение событий, их комментарий и анализ.

Cфера вещания агентства JanARMENIAN.Ru распространяется не только на Армению,но и на страны южного Кавказа, СНГ, Азию, Америку, и т.д.