Азербайджан, кажется, пошел на попятную. Не поздно ли?
Стремительно катящиеся к открытой конфронтации отношения между Ираном и Азербайджаном отодвинули на задний план все остальные события в регионе. Напряженность между двумя государствами достигла апогея, и сообщение азербайджанских СМИ о появлении у прибрежных вод Азербайджана шести военных кораблей Ирана уже не вызывает удивления. А бакинская газета «Ени Мусават», ссылаясь на свидетельства жителей Астаринского района Азербайджана, сообщает, что иранские корабли «предпринимают ряд военных маневров, словно демонстрируя открытую угрозу Азербайджану».
И без того непростые отношения между Тегераном и Баку дали серьезную трещину 19 октября прошлого года, когда на границе с Азербайджаном был убит иранский пограничник Акбер Гасанпур. Как сообщил полковник пограничной службы Ирана Мойтаба Мусави, его коллега в ходе патрулирования «ошибочно заступил за границу и был убит азербайджанскими солдатами». В связи с этим инцидентом Иран адресовал азербайджанским властям ноту протеста, однако предпочел не раздувать скандал. А повод для этого был! Как сообщил в то время автору этих строк источник, близкий к иранским военным кругам, Акбер Гасанпур действительно заблудился, был пленен азербайджанскими аскерами и расстрелян после допроса. «Солдаты Бакинской республики допросили Гасанпура, затем расстреляли его и бросили тело на границе с Ираном», — рассказал источник. Тем не менее, исходя из государственных интересов и, видимо, в надежде на встречное понимание, Иран предпочел «не заметить» это преступление Азербайджана.
Однако «встречного понимания» Иран так и не дождался. Судя по всему, государственный подход Ирана был воспринят Азербайджаном как признак слабости государства, подвергающегося давлению со стороны западного мира. Только этим можно объяснить тот факт, что Баку приютил у себя террористов, убивающих иранских ученых – ядерщиков, что было доказано иранскими следственными органами. Баку тогда пошел классическим путем – лучшая оборона, это – наступление – и в ответ на сообщение иранских следователей организовал в прямом эфире телевидения ANS интервью с двумя членами террористической организации «Монафегин» Хамидом Харази и Шокроллахом Мотахеми. Данные лица сообщили по телевидению, что уже девять лет живут в Азербайджане «при поддержке своих азербайджанских друзей».
Это уже был открытый вызов Ирану. «Монафегин», — это переименованная известная террористическая организация «Моджахедин-э халк» — «Народные моджахеды», на совести которой тысячи жизней граждан Ирана, в том числе и взрыв 28 июня 1981 года в штаб-квартире Исламской республиканской партии, унёсший жизни 72 высших чинов правительства, включая лидера ИРП и председателя Верховного суда аятоллы Мохаммеда Хусейна Бехешти. Спустя два месяца, 30 августа 1981 года «Моджахедин-э халк» совершила новый теракт, в результате которой погибли второй президент ирана Мохаммед Али Раджаи, премьер-министр страны Мохаммад Джавад Бахонар и еще трех высокопоставленных чиновников Ирана. Организация «Моджахедин-э халк» признана террористической и незаконной многими странами и организациями мира, и ее базирование в Азербайджане не может квалифицироваться иначе, как пособничество террору против Ирана.
После телепередачи на ANS, иранское агентство Arannews.ir сообщило, что кроме организации «Монафегин» в Азербайджане, при активной поддержке правительства, функционирует Всемирный конгресс азербайджанцев, осуществляющий деятельность по нарушению территориальной целостности Ирана. Кроме того, в Баку базируются ячейки организации «Фежак» и Демократической партии иранского Курдистана, «свободно осуществляющие антииранскую деятельность в Азербайджане». Сегодня к этому списку следует добавить и действующую под руководством правительства Азербайджанской республики Партию национальной независимости «Южного» Азербайджана.
Наряду с пособничеством терроризму в Иране, Азербайджан, провозгласивший «светскую» модель государственного строя, преследует у себя верующих мусульман, разрушает и закрывает мечети. Все это не может не беспокоить Иран, государство, признанное всем шиитским миром в качестве неоспоримого лидера, и взвалившее на себя бремя сохранения чистоты шиитской версии ислама. Руководство Азербайджана, как и президент этого образования, неоднократно получали предупреждение от высших иерархов иранского духовенства, указывающих на недопустимость разрушения мечетей и ограничения прав верующих. Возмутило иранцев и круглосуточно проводящийся в Азербайджане гей-парад гостей «Евровидения», к которым присоединилось немалое количество жителей этой республики.
Судя по всему, Азербайджан на самом деле получил гарантии безопасности от некоторых западных государств. Ничем иным невозможно объяснить пикеты, проведенные у посольства Ирана в Баку 11, 16 и 17 мая. Особенно возмутительным был пикет 11 мая, организованным представителями молодежных организаций Азербайджана, в том числе и молодежным крылом правящей в Азербайджане партии «Ени Азербайджан», проправительственной организацией «Ирели» и другими. На пикете были подняты фотографии духовного вождя Ирана Али Хаменеи, президента этой страны Махмуда Ахмадинеджада и президента Армении Сержа Саргсяна. В адрес этих государственных деятелей выкрикивались неприличные фразы и комментарии к фотографиям. Эту «акцию» поддержали многие депутаты азербайджанского Милли меджлиса (парламента).
На этот раз Иран промолчать не мог. 21 мая посол Ирана в Баку Мохаммедбагир Бахрами был отозван в Тегеран, «для консультаций». Как сообщается в распространенном посольством заявлении, посол отозван для консультаций в связи с оскорблением в Азербайджане исламских ценностей и духовного вождя Ирана Али Хаменеи. Ответ на этот демарш Ирана из Азербайджана посыпались новые оскорбления. Так, политолог Ильгар нур заявил российской «Независимой газете»: «Если Иран каждого своего муллу причисляет к лику святых.., это не означает, что и в Баку обязаны преклоняться перед этими духовнослужителями». Напомним, что речь идет о духовном вожде и высшем руководителе Ирана, лидере всех шиитов мира аятолле Сейеде Али Хосейни Хаменеи.
Симптоматичны циничные заявления заведующего отделом по общественно-политическим вопросам администрации президента Азербайджана Али Гасанова, сделанные в интервью агентству АПА. «В Азербайджане ни один религиозный руководитель Ирана оскорблен не был», «Что же касается поднятого на пикете портрета духовного лидера Ирана и озвучивания лозунгов «Откажись от помощи Армении», «Прекрати антиазербайджанскую деятельность», то это призыв. Здесь нет оскорбления и клеветы», «Фактически драмой является то, что некоторые круги в Иране ведут безосновательную антиазербайджанскую пропаганду. Следует немедленно остановить это. Ответ на официальные заявления Азербайджана в связи с Ираном, его интересами, отношением к нему в регионе, отношениях этой страны с международным сообществом с иранской стороны пока не поступал. Мы ждем этих официальных объяснений» — сказал А. Гасанов, вот уже довольно продолжительное время озвучивающий официальную политику Азербайджана.
В распоряжении нашей редакции находятся фотографии с пикетов у посольства Ирана в Баку. Кроме упомянутого фотоколлажа, на котором в оскорбительном виде изображены руководители Ирана и Армении, митингующие в Баку держат в руках многочисленные транспаранты с неприличными надписями в адрес иранского духовенства. И если А.Гасанов не видит в этом оскорблений, то это уже проблема воспитания этого человека.
23 мая Иран ограничил движение автотранспорта по своей территории из Азербайджана в Нахиджеван, а 24 мая посольство Ирана в Баку распространило заявление министра иностранных дел Ирана Акбера Салехи. В заявлении, в частности, выражается надежда, что власти Азербайджана «дадут оценку недопустимым действиям перед посольством Ирана в Баку, осудят их и не позволят их повторения в будущем». Вместе с тем, А.Салехи открытым текстом предупредил Азербайджан: «В разных частях мира проживают шииты, и для них смерть не имеет значения. Официальные лица Азербайджана должны с вниманием отнестись к этому вопросу».
В ответ на это заявление официальный представитель МИД Азербайджана Э.Абдуллаев заявил, что «Азербайджанская сторона ждет извинений от Ирана за нелицеприятные и провокационные лозунги против Азербайджана». Однако более осторожный и уже упомянутый нами А.Гасанов, днем раньше не признававший прозвучавших в Баку оскорблений в адрес высшего руководства Ирана, поспешил несколько смягчить и дезавуировать это заявление. «Конечно же, мы не поддерживаем большинство тех призывов, которые звучали на пикетах, проведенных перед иранским посольством, кроме того, мы выразим к ним соответствующее отношение. Если там звучали негативные высказывания в адрес иранского духовенства, духовных лидеров, то им будет дан соответствующий ответ», — заявил он в интервью бакинскому агентству Trend. Вместе с тем, Гасанов, лишенный права перечить диктуемой внерегиональными силами воле Ильхама Алиева, добавил: «…аналогичных шагов мы ждем и от иранской стороны, мы ждем, чтобы иранские власти дали адекватную оценку призывам, направленным против Азербайджанского государства, азербайджанского народа, конституционного строя». Выразив сожаление, что заявление Салехи содержит угрозы, Гасанов не удержался: «Азербайджан невозможно испугать подобными угрозами, заставить его свернуть с правильного пути, сломить волю азербайджанского народа. Сила Азербайджанского государства опирается на волю азербайджанского народа, которую никто не сможет сломить, против которой никто не сможет выдвигать какие-либо угрозы».
Одним из известных достоинств политики Ирана издавна считается умение терпеть и ждать. Однако, судя по всему, на этот раз, несмотря на некоторое отступление в заявлениях Гасанова, терпение Ирана находится уже за гранью возможного. Азербайджан, добровольно превратившийся в безвольную марионетку внерегиональных недругов Ирана, предпринимает шаги, подрывающие имидж Ирана как ведущего шиитского государства мира и регионального лидера. Такое, как правило, ни одно государство в мире простить не может. Поэтому военные корабли у прибрежных вод Азербайджана следует считать лишь началом нового этапа конфронтации между Тегераном и Баку.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
voskanapat.info