Отголоски «Гюлистанского мира»
До включения в состав России в 1813 году согласно Гюлистанскому миру, Дагестан был ареной борьбы Турции и Ирана за обладание им.
12 октября 1813 года, согласно Гюлистанского мирного договора (который собственно юридически оформил вхождение лезгин в Россию), народ (естественно, и территории, на которых они проживали по обе стороны реки Самур) вошел в состав России. И лишь позже, в 1860 году, новые колониальные власти разделили единый лезгинский народ между административными единицами — вновь созданными Дагестанской областью и Бакинской губернией. После покорения Кавказа лезгинские ханства и «вольные общества» на договорных началах вошли в состав России. Во всех актах о вхождении ханств в состав России, подписанными обеими сторонами, говорилось, что « для охранения особо его высочества, его дома, так же как и всех его владений поставить… войска с пушками с их штабом и обер-офицерами, а на случай большой обороны главноуправляющий обязан будет, смотря по обстоятельствам и по нужде, усиливать отряд тот и военной рукою оборонять владения его высокостенства, Всероссийской империи принадлежащее».
Россия оказалась более демократическим государством, чем Персия и Турция, поэтому во время нефтяного бума в Баку (конец XIX — начало XX в.) из Северо-Западного Ирана, имевшего историческое название Атропатакан-Азербайджан, и из Турции в Бакинскую и Елизаветпольскую губернии тогдашней России стали переходить сотни тысяч людей тюркского происхождения в поисках заработка и оседать на наших территориях. С помощью Турции тюрки захватили основные позиции в экономике Баку… До и после Октябрьского переворота, в тот переломный момент для России, Турция открыто и беспрепятственно работала на огромных территориях Кавказа. В сентябре 1918 году турки оккупировали Восточный Кавказ и привели к власти в Азербайджане турок (турки-огузы).
Как только политическая власть в многонациональной республике была захвачена турками, правящая элита сразу же приступила к реализации идеи создания мононациональной тюркской республики за счет принудительного превращения лезгин, талышей, татов, и т.д. в турок. Политики, философы и языковеды, теоретически обосновывая эту архиреакционную акцию, назовут этот процесс образованием или зарождением новой социалистической азербайджанской (?) нации. Подписание Гюлистанского мира не принесло мира в Дагестан. Высшая власть в Дагестане после Гюлистанского мира принадлежала русскому военному командованию.
Новосозданные Дербентскую и Губинскую провинции возглавляли военно-окружные начальники. Главное управление этими провинциями осуществлялось из Дербента. В 1846 году для управления Дагестаном была установлена должность военного губернатора с резиденцией в городе Дербенте. На него возлагалось гражданское управление.(4) Политика России на Кавказе, которую олицетворяет генерал Ермолов, автор тактики «выжженной земли», не могла не привести к возмущению гордого, свободолюбивого народа. То здесь, то там начали вспыхивать восстания. Возникла и идеологическая основа для массового восстания горцев — мюридизм. Создал и возглавил это движение один из выдающихся сынов лезгинского народа Магомед Ярагский родом из с. Яраги. Появившись в Южном Дагестане, мюридизм перекинулся в нагорный Дагестан и Чечню, где стал быстро развиваться и распространяться. Из-за не продуманной политики административно-территориального устройства в целом на Кавказе (административные границы регионов и республик Кавказа менялись свыше сорока раз).
Наиболее политически уязвимым разделенным народом стали лезгины. Это связано с тем, что численность представителей именно этой национальности, оказавшихся по разные стороны государственной границы, в относительных показателях превосходит остальные разделенные народы. Одновременно лезгины оказались беззащитными перед серьезными провокациями организуемыми, с некоторой периодичностью в районе российско-азербайджанской границы. Дагестанская «выручка» В самом Дагестане, правящая «элита» 50-60 годах расчленила лезгинский народ на составные части, придав им статуса «суверенности» накануне всесоюзной переписи, однако от такой «суверенности» лезгинские народы только проиграли, обещанные алфавиты они получили спустя сорок лет, уже в другом государстве. Их носители, оставаясь бесписьменными, в школах взамен родного лезгинского языка, ввели «родной» русский язык, тем самым была осуществлена страшная авантюра тогдашними коммунистическими руководителями, в лице Абдурахмана Даниялова. Росчерком пера, лезгины были поделены на (в том числе): 1)Лезгины — коренное население Юго-Восточного Дагестана. Территория расселения охватывала земли по реке Гюльгерычай, по среднему и верхнему течению р. Самур и южной оконечности Главного Кавказского хребта. С XIII в. земли лезгин в источниках именовались «Лекзистаном». В этническом отношении они делились на 3 большие группы — кюринскую, самурскую и кубинскую. В XIII-XIV вв. на лезгинских землях возникли автономные политические образования — вольные общества (джамааты), объединявшиеся вокруг крупных селений (Ахты-парах, Курах, Кюре и др.). 2)Табасаранцы — обитали в Юго-Восточном Дагестане (бассейн реки Рубас).
В древности Табасаран входил в состав Кавказской Албании.(2) Селились табасаранцы в естественно укрепленных местах по склонам гор небольшими поселками, в которых размещался один тухум или объединение родственных тухумов, цахурцев , рутульцев, агульцев), 3-4)Рутульцы и цахуры проживали в Южном Дагестане в бассейне р. Самур, на южных склонах Главного Кавказского хребта, а также на территории Приморского Азербайджана. Рутул и Цахур в начале н.э. входили в состав Кавказской Албании, источники называют эту территорию «страной гелов». Рутулу и Цахуру удалось избежать зависимости от Золотой Орды и образовать два крупных общинных союза. Центрами консолидации рутульцев были крупные селения — Рутул, Шиназ, Кала, Борч и др., вокруг которых возводились оборонительные сооружения. Цахурским центром было с. Цахур. Процесс исламизации ранее всего затронул Цахур. В XV в.Во главе обществ Цахура в XV в. стоял султан).(3) 5) Агулы (агульцы, самоназвание агъулар) — народ центральной части юго-востока Дагестана (Агульский, Курахский и Дербентский районы). Агулы делятся на четыре группы, проживающие в ущельях: агулдере и хушандере. 6) Арчинцы (самоназвание — аршиштиб, авар. рочисел, лакск. арчи) — коренное население Дагестана. Живут в бассейне реки Хатар, в селах Арчиб, Алчинуб, Кубатль, Хилих, Кесериб, Хитаб, Калиб Чародинского района. Али Албанви, Фонд «ЛЕЗГИНЫ»